Давным-давно я прочитала, что в Нигерии существует 514 языков! Три-четыре официальных и еще по собственному языку в каждой деревне. Чтобы попросить щепотку соли у соседей в другой деревне, приходится учить новый язык. Большинство нигерийцев свободно владеют, как минимум, четырьмя языками. При этом местные языки друг на друга совершенно не похожи. Они отличаются так же, как, скажем, немецкий от французского.
Меня этот факт, честно говоря, ошеломил. Выходит, я напрасно восхищаюсь своим другом, который знает три иностранных языка? Или своей дочкой, которая более-менее сносно говорит на английском? Мы же совершенно справедливо считаем образованными людьми тех, кто больше знает, ведь каждое новое знание - это как новый мир и, вместе с тем, абсолютно новое понимание реальности.
Но вот почему-то никто не хочет считать самыми образованными людьми нигерийцев. Наверное, потому, что на их языках не выпускают биржевые сводки или технические описания действия оружия массового поражения…
Мне никогда не приходило в голову экзаменовать людей. Стоит ли ни с того, ни с сего спрашивать у своей кумы: «А знаешь ли ты, Валя, какие острова входят в архипелаг Большие и Малых Зондских? К какому из них относится Ява, а к какому - Бали?». Мне достаточно, что Валя знает сто рецептов маринования огурцов. Было достаточно…
- Я ничего совершенно не понимаю в том, что сегодня происходит, - плакала недавно Валя. – Вон мои знакомые поехали в Крым, говорят, что там хорошо. Они каждый год в Сочи ездят. И в этом году там много отдыхающих.
- Так Сочи – это же не Крым.
- А что?
- Это Россия, Краснодарский край.
- Правда? Я думала, что это Крым. Удивилась еще, что В Сочи так хорошо, а в Одессе вон что творится. Города рядом, а такая разница.
- Одесса – это тоже не Крым.
- Как это не Крым? Там же море!
Валя точно училась в школе, даже училище торговое закончила. И пусть она не любила и не желала учить географию, но почему за пятьдесят прожитых лет она не научилась хоть как-то ориентироваться в пространстве? Конечно, слишком разные знания нужны в разных ситуациях и в разных профессиях, но, если уже почти полгода говорят об одном и том же, неужели человеку сложно поинтересоваться, где происходит то, о чем идет речь?
Что же на самом деле означает «образование»? Я знаю одного весьма образованного мужчину, который не имеет институтского образования, в шестнадцать лет он вынужден был пойти работать на завод, но как он говорит! Ни одного слова-паразита, ни одного глупого необоснованного суждения. Не говорю, что во всем всегда с ним согласна, но то, что человек всю жизнь работал над собой, очевидно.
Образование - это ведь не корочка об окончании института и не набор «необходимых» знаний. В классе у моей дочери училась девочка, которая очень любила танцевать и умела проделывать невероятные акробатические трюки, но даже в седьмом классе медленно читала и отставала по математике. Ей сложно было высидеть целый урок, не двигаясь и не подпрыгивая. Мама этой девочки постоянно жаловалась и переживала, что в школе не было урока танцев.
Сейчас эта девочка - профессиональная танцовщица, она занимается по семь часов в день. А это значит, что она не может проводить за чтением книг или за компьютером по многу часов, как это делают ее сверстники. Однако она остается умным, тонким, прекрасно чувствующим человеком. С ней приятно общаться, хотя логарифмы она осилить определенно не в состоянии. А ее мама опять переживает – при встрече со мной она сетует, что дочка занимается «ненужным трудом».
Понятно, что противопоставление «нужного» и «ненужного» труда, «высокой» и «низкой» культуры – это такие социальные конструкты. Так проще существовать, так проще оценивать людей. Но получается, что эти конструкты одновременно являются и маркерами - одних называют умными, а других – глупыми; одних перспективными, а других - нет.
А что касается людей, то мне кажется, что они, по-моему, делятся на две категории. Во-первых, это те, кто не хочет быть образованными в общепринятом понимании. Им совершенно не важно знать, в какую сторону бегут электроны, чтобы на выходе в кухне загоралась лампочка. Все, наверное, вспомнят особо свирепую учительницу литературы, математики или даже пения. Я с изумлением и ужасом, уже будучи взрослой, смотрела журнал «Ералаш», где школьники из сюжета в сюжет боялись вызова к доске, умирали от страха, что учитель проверит невыполненную домашнюю работу или подделывали оценки в дневнике. Где уж тут овладевать знаниями!
Думаю, неслучайно у большинства талантливых людей в школе были проблемы. А вот из хороших учеников обычно выходят послушные офисные работники и успешные карьеристы.
Вторая категория «необразованных» – это люди, по каким-то причинам не допущенные к образованию, где, как они считают, находится «высокая» культура. Такие люди озабочены внешними атрибутами образования – дипломами и степенями. Если в телевизоре кто-то появился и что-то вещает, то это безусловная истина. А если еще под ним бежит подпись: «академик, профессор таких-то наук»… Любая чушь из уст такого ученого воспринимается на веру. И зачем знать, в какой части Крыма находится Одесса, а в какой - Сочи? Зачем думать, если можно только плакать и бояться? Плакать и бояться…
|