Тот самый Янковский |
Никому не придет в голову спросить: «Какой Янковский?». Он один. Сменялись эпохи, страна меняла название, рушился политический строй, рядом работали актеры, при жизни считавшиеся гениями. Сам Янковский переходил из возраста в возраст, и все эти годы, четыре долгих десятилетия, он оставался первым…
Олег Иванович Янковский родился 23-го февраля 1944. У его родителей Ивана Павловича и Марины Ивановны Янковских в семье было трое сыновей – Ростислав, Николай и младший Олег. Иван Павлович, бывший штабс-капитан лейб-гвардии Семеновского полка, происходил из польских дворян. Он был близко знаком с Тухачевским, за это и поплатился. По сфабрикованному обвинению отца арестовали, и он сгинул в сталинских лагерях. Мать Олега, Марина Ивановна, опасаясь ареста, сожгла все архивы семьи. Не уцелела ни дворянская грамота, ни Георгиевский крест Ивана Павловича.
Детство Олега прошло в казахском городке Джезказгане. Он гонял в футбол с оборванной дворовой шпаной и ужасно стеснялся своей аристократичной бабушки, ее элегантной прически, пенсне, броши на ветхой кофточке...
Состоятельная в прошлом семья, жила очень бедно, впроголодь. Мама выучилась на бухгалтера и одна кормила семью: троих сыновей, Ростислава, Николая и Олега, и свою мать. Все вместе они ютились в четырнадцатиметровой комнатушке. Дети ходили в обносках…
Но при всем при этом Янковские держали богатую библиотеку, говорили на иностранных языках, много читали, а по вечерам принимали гостей - такую же ссыльную интеллигенцию.
Театральный дебют
Со временем Янковские перебрались в Саратов - город с богатыми культурными корнями, город театралов... В юности Марина Ивановна просто бредила балетом, но родители запретили ей и думать о балетной карьере. Зато своим детям она сумела передать тягу к сцене.
Старший из братьев Олега - Ростислав - окончив саратовское театральное училище, уехал в Минск играть в Русском театре (там он служит до сих пор). 14-летнего Олега он забрал к себе, чтобы снять с родных (в семье остался один кормилец - средний брат Николай) хотя бы часть материальных забот. Там Янковский-младший дебютировал на сцене - нужно было заменить заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика в спектакле «Барабанщица». Правда, Олег не сразу осознал всю ответственность - куда больше театра его волновал футбол, он спал и видел себя вратарем или нападающим. Однажды он просто проспал свой выход в спектакле. Рассерженный Ростислав категорически запретил брату на пушечный выстрел подходить к футбольному полю.
Судьбоносная история
Марина Ивановна тосковала по уехавшим сыновьям, и, как только появилась возможность, Олег вернулся домой, в Саратов. Школьные годы подходили к концу, пора было решать, что делать дальше.
Олег решил поступать в медицинский институт. Надо было получить хорошую профессию, чтобы со временем хорошо зарабатывать, помогать матери. Но тут вновь, словно чья-то невидимая рука, снова направила Олега на театральную дорогу.
Однажды он увидел объявление о приеме в театральное училище. Олег вспомнил свой минский опыт и решил попробовать. Как же он был разочарован, когда узнал, что экзамены давно закончены. Олег решил зайти к директору - узнать об условиях приема. Тот, не дав юноше объяснить цель визита, посмотрел какие-то списки и сказал: «Вы приняты. В сентябре приходите учиться».
Олег вернулся домой ошарашенный: его судьба сама собой определилась. Осенью Олег просто пришел на занятия. И только несколько месяцев спустя выяснилось, в чем дело. Оказывается, брат Николай втайне грезил театром. Он работал на заводе сталеваром, но мечта о сцене не давала ему покоя. Вот он и пошел поступать, никому ни о чем не сказав, - сдал все экзамены, прошел все туры... А когда узнал о том, что Олега в училище приняли за него, просто промолчал. Мол, пусть учится младший, а ему нужно кормить семью - маму и бабушку. А в училище еще долго считали, что они просто перепутали имя абитуриента Янковского.
Жениться один раз и на всю жизнь
Марина Ивановна учила своих сыновей: «Если решил жениться, то уж на всю жизнь. По-другому и начинать не надо». Все трое братьев Янковских женились до 21 года – и именно на всю жизнь.
На втором курсе училища Олег познакомился с Людмилой Зориной, она училась на курс старше. Людмила была очень заметной, красивой, рыжей и безумно талантливой.
После училища Людмилу сразу пригласили в Саратовский драматический театр. Благодаря ей, туда же в 1967 году был принят и Олег. Вскоре они поженились. Людмила мгновенно выдвинулась в звезды, смотреть на нее ходил весь Саратов, а про Олега тогда говорили: «Это - муж самой Зориной». Театральная судьба Янковского складывалась не столь удачно - актеру доставались лишь крошечные роли. И не известно, как повернулась бы его судьба, если бы не один случай…
Дебют в кино
Театр гастролировал во Львове. Олег зашел в гостиничный ресторан, уселся обедать. А недалеко за столиком случилось сидеть Владимиру Басову с женой Валентиной Титовой и другими членами съемочной группы будущего фильма «Щит и меч». Обсуждали, где искать артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Титова, кивнув на Олега, сказала мужу: «Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша». Басов согласился, что этот человек подошел бы ему идеально, но... «Он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. А поди ж ты найди артиста с таким умным лицом». Слава Богу, кто-то из ассистентов не поленился подойти к Янковскому...
В том же году Янковский сыграл красноармейца Андрея Некрасова в драме Евгения Карелова «Служили два товарища». Между прочим, в этом фильме актеру должна была достаться роль белого офицера Бруснецова. Но режиссер, увидев на пробах Янковского, воскликнул: «Этого человека мы Врангелю не отдадим!». В итоге Бруснецовым стал Владимир Высоцкий.
Театр
После выхода фильмов «Щит и меч» и «Служили два товарища», Янковский мгновенно стал знаменитым. Благодаря этому изменилось и его положение в театре. На молодого актера обратили внимание и в 1973 году Янковский перешел в Московский театр Ленинского комсомола. Людмила пожертвовала своей карьерой ради Олега. Бросив все, она последовала за мужем в Москву, с головой ушла в семью – развитию таланта такого ранга, как у Янковского, требовались крепкие тылы.
В 1970-е годы Олег Янковский создал много интересных образов в кино. Он сыграл бескомпромиссного парторга Соломахина в «Премии» по пьесе Александра Гельмана и весёлого схолара Франциска Скорину в картине «Я, Франциск Скорина», следователя Воронцова «Длинное, длинное дело» и декабриста Рылеева в фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». Надо сказать, что фильм Мотыля большей своей частью был посвящен подвигу жен декабристов, но все, кто видел фильм, никогда не забудут казнь пятерых декабристов, неистовые глаза и хрип Олега Янковского, когда рвалась веревка.
Пик творчества
В 1976 году Марк Захаров должен был приступить к съёмкам фильма «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца. Это должна была быть лёгкая, милая комедия, но Марку Захарову не нравилась эта пьеса, он считал её легковесной, и не видел в ней философского подтекста. Сценарий был переписан, и в нем был противопоставлен мир Волшебника миру людей. В роли Волшебника Марк Захаров видел только Олега Янковского, но перед началом съемок актера сразил сердечный приступ, и он оказался в реанимации. Когда Марк Захаров пришёл в больницу к Янковскому, актер сказал, что готов отказаться от роли. Но режиссер ответил: «Нет. С вами я не расстанусь. Будем ждать».
Съемки были приостановлены, и начались только после того, как актер вышел из больницы. Марк Захаров неоднократно впоследствии вспоминал, как Янковский помогал ему своим киноопытом на съемочной площадке. Янковский в фильме - единственная фигура с философским характером. Остальные — или лирические, или сатирические. Он — главное лицо, и именно он передал мораль этой сказки: «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить. Слава безумцам, которые живут, как будто они бессмертны».
Марк Захаров потом признался: если бы не было Волшебника, потом не было бы и Мюнхгаузена, Свифта и Дракона.
В 1978 году Олег Янковский сыграл следователя Камышева в фильме Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь» по мотивам повести Антона Чехова «Драма на охоте». «Красивый человек в белом костюме», как написал об этом Марк Захаров. Эту роль Олег Янковский посвятил своей маме, Марине Ивановне. Фильм был плохо принят критикой из-за вольного обращения с первоисточником, но имел оглушительный успех у зрителей, и особенно – зрительниц, а Янковский после фильма стал одним из «секс-символов» советского кино. В этом же 1978 году Марк Захаров поставил в Ленкоме спектакль «Синие кони на красной траве» по пьесе Михаила Шатрова. Это был смелый эксперимент — Олег Янковский сыграл Ленина без грима, без привычной картавости вождя, и изобразил его не бронзовым памятником, а обычным человеком, больным, уставшим, мучающимся от того, что ему осталось мало жить.
В 1982 году Олег Янковский сыграл главную роль в фильме Сергея Микаэляна «Влюблен по собственному желанию». На эту роль Янковский попал благодаря Евгении Глушенко. Режиссер фильма так долго искал актера на главную роль, что в итоге Глушенко не выдержала и сказала: «Кого вы все ищете? Ясно же, что только Олег сможет сыграть джентльмена, даже опустившегося. Он же настоящий аристократ!». Микаэлян согласился, несмотря на то, что главному герою фильма по сюжету 27 лет, а Олегу Янковскому было уже 38. Когда Ленком должен был уехать на съемки в Среднюю Азию, Микаэлян настоял, чтобы всю киногруппу отправили вслед за Янковским, только бы не прерывать съемки. Позже фильм посмотрело почти 25 миллионов зрителей, а Олег Янковский был признан лучшим актером года по опросу читателей журнала «Советский экран».
В 1982 году Янковским была сыграна еще одна знаковая роль. Он снялся в фильме Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву». Сценарий был написан Виктором Мережко специально на Никиту Михалкова, но когда Роман Балаян случайно увидел Янковского в фильме «Мы, нижеподписавшиеся», его так поразила игра Олега, что он тут же позвонил Мережко и сказал: «Берем Янковского».
В начале 90-х Олег Янковский сыграл яркие и совершенно разные роли в трагикомедии Георгия Данелии «Паспорт» и историко-психологической драме Карена Шахназарова «Цареубийца». А затем…
Олег Иванович вспоминал: «За производство фильмов брались все, кто хотел. Поскольку думали не о творчестве, а об отмывании денег, то в России клепали фильмов больше, чем в Индии. Когда эти новые «кинематографисты» окончательно все оккупировали, я принципиально перестал сниматься. Декоративное присутствие на экране меня никогда не интересовало».
В 2000 году Олег Янковский снял свой первый фильм, в котором сыграл одну из главных ролей, - «Приходи на меня посмотреть». Несмотря на вполне предсказуемый сюжет, эта добрая рождественская сказка была неплохо принята зрителями, во многом благодаря игре актерского ансамбля: Екатерины Васильевой, Ирины Купченко и Олега Янковского.
Через два года Янковский снялся в фильме Валерия Тодоровского «Любовник». Это одна из лучших работ актера последних лет. Сам Олег Иванович признается, что эта картина была ему очень дорога.
Болезнь и смерть
В июле 2008 года Олегу Янковскому стало плохо на репетиции, он был госпитализирован в отделение неотложной кардиологии. Врачи диагностировали ишемическую болезнь сердца и назначили медикаментозный курс лечения. В клинике актер признался, что боли беспокоили его уже несколько месяцев, но он не придавал этому значения. Еще актер жаловался на постоянные боли в области желудка, тошноту, отвращение к жирной пище, он сильно похудел. Диагноз подтвердил самые худшие опасения — онкология была выявлена на поздней стадии.
Как-то Олег Янковский признался, что, если бы ему пришлось выбирать между семьей и творчеством, он не задумываясь пожертвовал бы карьерой. Слава Богу, что выбирать ему не пришлось…
«Я так давно живу на земле, несколько тысяч лет... Каждый человек несколько раз живет на земле, просто у нас, наверное, отшибло память. Каждое время ищет своего героя, ведь так? И актерская судьба не может не отражать этих поисков. Одна из самых главных задач нашей профессии - умение быть разным, но в то же время и быть похожим на себя. То есть, вкладывать свое сердце, свой ум. Во многих фильмах я сыграл то, чего мне самому порой недостает. Не могу сказать, что я последовательный оптимист, что мне на все хватает сил и ума. Счастливый случай послал мне профессию, которая помогает быть не только самим собой... Моя профессия - любить. В актерской профессии это главное - любовь к жизни, к сыну, к внукам, к жене, к друзьям, к зрителям, к театру, к прекрасным женщинам. Я не представляю себя без любви. Без любви в самом высоком значении этого слова в нашем деле невозможно...» Подготовила Марина СИДЕЛЬНИКОВА
|
||
| ||
Найбільш читане
- Змінюємо правила гри або як облаштування інклюзивних ігрових майданчиків допомагає руйнувати бар’єри
- По місту в Краматорському районі росіяни вдарили трьома керованими авіабомбами
- Як вести бізнес попри кризу: п'ять порад для успіху від релокованої підприємиці з Донеччини
- ВИЙШОВ П’ЯТИЙ ВИПУСК ПОДКАСТА ВІД ДОНЕЦЬКОЇ ТПП "ПРО ФОРС-МАЖОР: НЕВІДОМІ ВИКЛИКИ АБО ЯК ДОВЕСТИ ОБСТАВИНИ НЕПЕРЕБОРНОЇ СИЛИ"
- Росіяни обстріляли п'ять населених пунктів Краматорського району - є загиблі й поранені
Останні народні новини
- Суперлюдяність в тренді! Сінево та Superhumans звітують про перші результати партнерства
- Коли голова правління ГО СГТ «Вітерець» виконає рішення суду?
- Відновлюємо чемпіонат України з кросмінтону
- Відновлюємо чемпіонат України з кросмінтону
- Безоплатний доступ до сучасної лабораторної діагностики кожному!
Даючи рекламу одночасно у дві газети - "Технополіс" и "Четвер", Ви заощаджуєте гроші, а реклама працює вдвічі ефективніше! Телефони відділу реклами:
(06264) 3-43-68
(06264) 3-57-44
050-855-05-12
Найкоментованіше
Опитування
Результати: 70
Погода у Краматорську
вологість:
тиск:
вітер:
Коментарі