Мощи святые и грешные |
Продолжение. Начало в № 13 Мощи тленные и нетленные, святые и грешные
Люди, не особенно разбирающиеся в церковных тонкостях, обычно думают, что мощи – это обязательно цельные и нетленные останки, проще говоря - мумии. Мощи, по глубоко укоренившемуся народному мнению, сами по себе должны сохранять первозданный вид, являя собой чудо сохранности и отсутствия признаков тления и смерти.
Летописец церкви Пахомий писал об этом в XV веке: «Кой только не в теле лежит, тот у них не свят; а того не помянут, яко кости наги источают исцеления».
В Российской империи известно много случаев, когда в различных местах стихийно возникали культы поклонения неразложившимся телам, которые не имели никакого отношения к святости. Церковное начальство тщательно расследовало каждый такой случай, причем чаще всего от таких мощей не исходило ни благоухания, ни исцелений, ни других чудес, да и сами они вскоре после извлечения из земли распадались.
И хотя народ упорно считал нетленность главным критерием святости, православная церковь считает иначе. Тела святых, после их кончины, могут принимать нетленный вид, усыхая, но сохраняя признаки плоти, или истлевать, превращаясь в кости, но в любом случае они называются мощами.
О нетленных мощах сообщают документальные источники, начиная с IV века. Тело святого князя Глеба, убитого по приказу Святополка Окаянного в 1015 году, лежало на берегу Днепра в течение пяти лет на открытом воздухе, но оказалось совершенно целым, как живое. Таких примеров православная литература приводит множество.
Знамениты мощи святого Спиридона в Греции, на острове Корфу, которые в течение полутора тысяч лет остаются нетленными - кожа сохраняет мягкость, суставы гибкие, тело не разложилось. Мощи его много раз исследовались учеными, которые решили, что такую сохранность тела во влажном и жарком климате никакими законами природы объяснить невозможно.
Однако известны и противоположные примеры. Так, один из самых знаменитых ныне русских святых Серафим Саровский предсказал, что его прославит во святых царь Николай II. Однако, когда комиссия из высших иерархов церкви раскопала место его погребения, то не нашла нетленных частиц и была озадачена - стоит ли прославлять старца Серафима, от которого остались голые кости, о чем и написала царю, на что и царь в приказном порядке ответил: «Прославить немедленно!». Даже мощи учеников Христовых – апостолов Петра и Павла, Андрея Первозванного, сохранились в костях.
Отсюда же берет начало и традиция, по сей день бытующая в «сердце мирового православия», на горе Афон в Греции: умершего монаха закапывают на три года без гроба, затем извлекают останки из могилы и промывают кости вином (вот откуда взялось выражение «перемывать кости»!) а по цвету черепа угадывают загробную участь покойного. Если кость имеет желтый восковой цвет, считается, что душа монаха спасена. Если же кости черные - его останки закапывают еще на три года и усиленно молятся о спасении его души. После чего откапывают снова - и кости к тому времени, как правило, меняют цвет. После чего на черепе пишется имя монаха и он помещается в особое помещение - костницу, а прочие кости перемешиваются с костями ранее умерших монахов.
А если тело не разложилось - это считается вообще очень дурным знаком, свидетельством того, что монах при жизни сильно нагрешил, что роняет тень на весь монастырь. И весь монастырь становится на пост и усиленную молитву, после чего, как правило, уже через несколько недель, от тела остаются лишь кости.
Тела святых разрывали на куски
Уже с раннего времени в Византии и на православном Востоке появляется обычай разделения мощей на частицы. Каждая церковь стремилась обзавестись частицей мощей. Считалось, что даже малейшая частица тела святого обладает такой же силой, как и сам святой.
Поклонение частицам мощей стало столь массовым, и, если здесь уместно такое слово, «модным», что каждый христианин стремился обзавестись собственной частицей мощей. Порой это стремление принимало поистине шокирующие формы: телу умершего подвижника грозила опасность быть буквально разорванным еще до захоронения. После смерти святого Ипатия в 446 году толпа начала терзать похоронное ложе, чтобы взять частицы одежды или тела: «один разрезал саван, другой – плащ, третий рвал волосы из бороды», - пишет очевидец. После смерти святого Даниила столпника его тело по приказу епископа положили в свинцовый гроб, чтобы толпа не растерзала его. Тело святого Лазаря Галесиота было разодрано на клочки верующими полностью.
В Средневековой Европе привязанность к реликвиям принимала еще более крайние формы. Около 1000 года в горах Умбрии народ хотел убить отшельника – святого Ромуальда, чтобы не упустить случая завладеть его останками. Нередкими были случаи, когда жители одной области воровали тела святых из церквей другой области и перевозили в свою.
Следует отметить, что на Руси никогда не происходило расхищения святых мощей умерших подвижников, хотя народ относился к ним с не меньшим благоговением. Стремление во что бы то ни стало обзавестись своей собственной частицей мощей не стало особенностью нашего народного благочестия.
Большевики глумились над мощами в целях «науки»
После революции 1917 года и победы советской власти большевики объявили настоящую войну как церкви, так и святым мощам. В 1919-1920 годах ими была развязана кампания «по разоблачению культа мощей» . Делалось это для того, чтобы «рассеять дурман веры в головах людей».
Кампания была начата «по просьбам трудящихся» (если вы помните, в советское время все делалось властью по просьбам трудящихся, даже повышение цен на колбасу и билеты в троллейбусах).
В целом ряде губерний представителями советской власти в присутствии врачей-экспертов было вскрыто более 100 мощей. Над частицами тел святых производились эксперименты, которыми большевики пытались доказать, что ничего чудесного в мощах нет.
Так, изъятые из Святогорского монастыря мощи святого Иоанна Крестителя, апостола Филиппа, святого Харлампия, святых Григория Декаполита и Афанасия Афонского и других, безбожными исследователями были положены в стеклянные банки, которые были залиты смесью спирта, глицерина и воды. В этой смеси мощи находились десять дней, после чего приступили к их химическому анализу с целью доказать, что они принадлежат животным, а не человеку и использовать «подлог попов» для антицерковной пропаганды.
Частицы мощей были подвергнуты обработке хлороформом и глицерином, рассматривались под микроскопом. В результате «были найдены мышечные волокна, клетки соединительной ткани и капли жира. В результате пяти различных проб результаты получились одни и те же».
Заключения акта исследование мощей, написанное неким «врачом-инженером-товароведом», гласило следующее: «в следах мягких тканей животного, ткани которого были представлены исследованию, не представляется возможным определить зоологический вид животного…один и тот же анализ получился бы, если бы это были низшие животные - лягушка или рыба, или высшие - крыса или обезьяна…».
Однако, очевидно, что своими кощунственными опытами большевики ничего не добились.
Какие чудеса происходят при мощах
У мощей святых нередко происходит то, что нельзя назвать никак иначе, кроме как чудесами - это исцеления, мироточение и другое. Почему же и за счет чего это происходит? Одни объясняют это просто силой веры и самовнушением, другие - особой энергетикой мощей. Сама церковь говорит так:
«Здесь нет никакого самовнушения, есть лишь благодать Божия, что действует на человека через эти святые мощи. Как сосуд бывает полон жизненно важной жидкости, так и мощи угодников Божиих являются таким сосудом благодати. Господь по своей милости дает нам эти святыни для нашей же пользы, чтобы люди могли прикладываться с верою, а не с самовнушением. «По вере вашей да будет вам». Господь обязательно дарует благодать и исцеления».
Чудеса, происходящие от мощей, всегда считались главным признаком святости. По средневековым правилам, для признания мощей святыми, от них должно было произойти, как минимум, три чуда: глухой обрел слух, слепой – зрение, а немой начал говорить. Почему именно эти чудеса? В соответствии с приведенными в Евангелии от Луки словами Спасителя:
«И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что́ вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют».
Иногда святым даже приходится «доказывать» неверующим свою святость: широко известен случай времен Великой Отечественной войны: когда фашисты заняли Украину, то была вновь открыта закрытая большевиками Киево-Печерская Лавра, монахам дали позволение начать богослужения. И вот один немецкий офицер пожелал осмотреть мощи святых, находящиеся в пещерах и поинтересовался, почему-де монахи носятся с этими усохшими трупами. Сопровождавший его монах, как умел пытался объяснить, что это тела святых. Что они как бы не мертвы - они могут действовать, как живые, и от них происходят чудеса. Немец рассмеялся в ответ - кто живой, вот эти старые трупы? – и ткнул своим кинжалом в плечо одного святого. Из раны, казалось бы, совершенно сухого тела мгновенно потекла свежая красная кровь. Немец в ужасе выбежал из пещер…
В 80-х годах прошлого века группа ученых Института физиологии растений и генетики АН УССР под руководством кандидата биологических наук Тамилы Решетниковой начала проводить био-физико-химические исследования природы мощей святых Киево-Печерской Лавры. Эксперименты, естественно, не столь глупо-бездарные, как эксперименты большевиков начала 20 века.
Особенно впечатляющими оказались результаты экспериментов с пшеницей. Оказалось, зерна пшеницы, которые были приложены к мощам, дают в 2-3 раза лучшую всхожесть, чем зерна контрольной группы, которая к мощам не прикладывалась, и отличаются быстрым, здоровым ростом. А зерна, предварительно подвергнутые воздействию радиации, после прикладывания к мощам имеют меньшую радиоактивность, то есть, излучения неведомой науке энергии от мощей способны снижать негативное влияние радиации. Ученые сделали вывод, что сила святых мощей «воздействует на живые организмы на ядерном уровне организации материи».
Без разрешения святых фотоаппарат не сработал
Когда я вошел в храм Святого Духа, в нем была только бабушка, торгующая в иконной лавке. Настоятеля отца Романа не было. Я подошел к мощевику, который находится у левой стены храма, неподалеку от алтаря, рассмотрел его, приложился к мощам святых. Если честно, попросил угодников Божьих кое-о чем своем…
Ничего необычного не почувствовал. Но надо же было и сфотографировать! Но как - без благословения настоятеля в храме снимать нельзя! Попробовали дозвониться батюшке - не получилось. Тогда я спросил разрешения у самой бабушки - служки. Она позволила. Подойдя к мощевику, я нажал спуск камеры несколько раз - безрезультатно. И тогда до меня дошло - я обратился к самим святым. Прошептал «Благословите» - и тут же затвор сработал!
А на обратном пути, когда я уже сидел в автобусе «Славянск-Краматорск», у меня вдруг, ни с того ни с сего, без видимой причины, потекли слезы. И продолжалось это минут пятнадцать, а то и больше. И потом наступило состояние какой-то умиротворенности и очищения. Я, конечно, далек от того, чтобы считать это чудом. Но, может быть, великие православные святые все же услышали меня?
Андрей БЕЛОБОРОДОВ
|
||
| ||
Найбільш читане
- Змінюємо правила гри або як облаштування інклюзивних ігрових майданчиків допомагає руйнувати бар’єри
- По місту в Краматорському районі росіяни вдарили трьома керованими авіабомбами
- Як вести бізнес попри кризу: п'ять порад для успіху від релокованої підприємиці з Донеччини
- ВИЙШОВ П’ЯТИЙ ВИПУСК ПОДКАСТА ВІД ДОНЕЦЬКОЇ ТПП "ПРО ФОРС-МАЖОР: НЕВІДОМІ ВИКЛИКИ АБО ЯК ДОВЕСТИ ОБСТАВИНИ НЕПЕРЕБОРНОЇ СИЛИ"
- Росіяни обстріляли п'ять населених пунктів Краматорського району - є загиблі й поранені
Останні народні новини
- Суперлюдяність в тренді! Сінево та Superhumans звітують про перші результати партнерства
- Коли голова правління ГО СГТ «Вітерець» виконає рішення суду?
- Відновлюємо чемпіонат України з кросмінтону
- Відновлюємо чемпіонат України з кросмінтону
- Безоплатний доступ до сучасної лабораторної діагностики кожному!
Вигідна пропозиція щодо розміщення реклами.
Даючи рекламу одночасно у дві газети - "Технополіс" и "Четвер", Ви заощаджуєте гроші, а реклама працює вдвічі ефективніше! Телефони відділу реклами:
(06264) 3-43-68
(06264) 3-57-44
050-855-05-12
Даючи рекламу одночасно у дві газети - "Технополіс" и "Четвер", Ви заощаджуєте гроші, а реклама працює вдвічі ефективніше! Телефони відділу реклами:
(06264) 3-43-68
(06264) 3-57-44
050-855-05-12
Найкоментованіше
Опитування
Чи є зараз, на Ваш погляд, сенс у переговорах з росіянами?
Результати: 70
Ні. Перемовини після нашої перемоги - 64.3%
Так. Перемовини допоможуть вирішити конфлікт - 35.7%
Результати: 70
Погода у Краматорську
вологість:
тиск:
вітер: