Ветераны АТП-04115 встретились, чтобы вспомнить и отметить. Официально профессиональный праздник работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, который до Указа Президента Украины в 1993 году был попросту Днем водителя, отмечается в последнее воскресенье октября. Но я уверена, что праздник уходит глубинными корнями в историю – наверняка его отмечали со времен изобретения колеса.
Сейчас автомобили - неотъемлемая часть нашей жизни – динамичной и стремительной, которую немыслимо уже представить без «железных», четырехколесных помощников и дорог – дорог, соединяющих нас с родными и любимыми, ведущими нас в будущее. И профессиональный праздник автомобилистов стал добрым поводом встретиться с друзьями-коллегами.
В этом году последнее воскресенье припало на 28 октября. И, как уже много лет подряд, отметить свой профессиональный праздник собрались профессионалы своего дела – ветераны бывшего АТП-04115. Место встречи – танк Т-34 – памятник единственному наземному транспорту, который водители и выбрали отправной точкой своего праздника. До сорока человек собираются в этот день, вспоминают свой коллектив, коллег, курьезные и трагические случаи, которых на водительскую долю каждого выпало немало. Они сдержаны в проявлении эмоций и даже в умеренности по отношению к спиртному – годами выработанная привычка быть собранными и трезвыми дает о себе знать («дышать в трубочку» перед выездом на маршрут приходилось в обязательном порядке).
Я задала вопросы о жизни, о любви, о былом, о курьезных случаях в водительской практике. Не стану их перечислять – они будут очевидны из ответов мужиков.
«Пока никого нет!»
Валерий Рубенович Кристостуров. Почти пятьдесят лет водительского стажа. Именно он был инициатором сбора ветеранов предприятия, и вот уже десять лет, как это стало доброй традицией.
- Собираемся вместе и по печальному поводу – за последнее время похоронили двоих бывших директоров нашего АПТ - Зверева и Чуковского, - вспоминает Валерий Рубенович.
В АТП-04115 он проработал почти тридцать лет, начиная с далекого 1965 года. Был бригадиром на маршруте №1.
– Тогда на маршруте ходили тридцать две машины – автобус был на остановке через каждые три минуты, - вспоминает Валерий Рубенович.
В силу своего непоседливого и коммуникабельного характера, творческой натуры, он был председателем культурно-массового сектора автобусного парка, руководил оркестром «Певчие подмастерья», который уже через год после создания занял второе место на областном смотре творческих коллективов. Эти дни Кристостуров вспоминает так:
– В 1966 году через профсоюзный комитет приобрели музыкальные инструменты, пошили сценические костюмы. Мы выступали на всех мероприятиях, собраниях, вечерах отдыха в родном АТП, обслуживали выборные кампании. Приходилось даже на свадьбах играть.
В шестидесятые годы коллектив автопарка был большим и очень дружным – предприятие объединяло более двух с половиной тысяч людей.
– У нас работали специалисты высочайшего класса и культуры – культуры вождения и культуры внутренних отношений в коллективе, - рассказывает Валерий Рубенович. - Наше АТП не раз занимало вторые места в республике, уступая первенство киевлянам. Все вместе строили турбазу «Ромашка» в Щурово. А сейчас нам, ветеранам, обидно – все разбазарено, разрушено, распродано за бесценок.
После увольнения с АТП Валерий Кристостуров работал водителем в Москве.
- И если у наших водителей была школа, - вспоминает Валерий Рубенович, - то в столицу тогда массово приезжали товарищи из Таджикистана с единственной записью в трудовой книжке - «чабан». Их по-быстрому переобучали и выпускали на линию. Дальше – без комментариев. А мы брали технику, восстанавливали и работали на ней. Поэтому украинские водители очень ценились за профессионализм и ответственность.
За такую богатую профессиональную жизнь всякое случалось на дорогах. Как-то, по воспоминаниям Кристостурова, работал он в Москве на маршруте, который охватывал три рынка. В один день зашел в салон мужчина с огромным коробком яиц – по всем правилам - провоз багажа. К нему тут же пристал вошедший контролер-ревизор и потребовал оплатить провоз яиц. Но тут контролера отвлекли молодые люди на задней площадке, которые активно компостировали билеты. За это время мужчина с коробком вышел на остановке, и на его место сел второй представитель сильного пола. Контролер вернулась и, не заметив рокировки, потребовала оплатить провоз яиц. Опешивший от такого предложения мужчина, быстро нашелся что ответить: «А что они у меня больше, чем у других?». От смеха лег весь салон. Вот такие жизненные ситуации потом трансформируются в анекдоты и байки.
Были за долгую водительскую практику и аварийные ситуации (куда ж без них?) – на то она и дорога.
- Как-то в Москве мой автобус подрезала на своей иномарке дамочка, - рассказывает дальше Валерий Рубенович, - как потом оказалось, еще и депутат. Ее попытки найти свидетелей среди пассажиров и доказать мою вину тут же потерпели фиаско – весь автобус стал на мою сторону, и ее буквально выгнали из салона. Через несколько минут, после того, как мы с ней разъехались, она дважды притерлась об автобус моего коллеги. Но, помня случай со мной, доказывать свою невиновность нахрапом уже не стала.
На мой вопрос о водительском суеверии, водитель Кристостуров признался:
- Перед дорогой всегда читаю «Отче наш».
А его любимый водительский тост - «Пока никого нет!» (как известно, выпивки всегда меньше, чем желающих выпить!).
|
Премия за аварийную ситуацию
Анатолий Иванович Николенко. Общий водительский стаж - тридцать девять лет. Все представители семьи по мужской линии в роду Николенко – водители. Отец прошел фронт танкистом, потом работал водителем. Так что, баранка была неизбежным выбором для сельского паренька. Служить пришлось в милиции, за рулем «Волги» в Донецке.
Случались во время службы и серьезные моменты – в Кривом Роге в поселении осужденных на принудительные работы («химиков») как-то возникла «заварушка». Порядок навели быстро – по баракам тут же прокатилась новость: «Это не милиция – приехали наводить порядок донбасские». После демобилизации Анатолий Иванович работал на «Икарусах», «ЛиАЗах» по городским маршрутам Краматорска. И по его воспоминаниям в Краматорском АТП-04115 были яркие руководители: Берлетов, Чуковской, Зверев, Водовоз.
На мой вопрос о серьезных ситуациях на дороге, Анатолий Иванович стал вспоминать:
- Всякое бывало. А вот за одну аварийную ситуацию даже премию выдали, - и, увидев мое удивление, стал рассказывать дальше. - Спускался как-то по Проездной улице (маршрут №5), а был жуткий гололед. Я, как положено, прижался к бордюру, поставил машину на «ручник». Вдруг чувствую – автобус «поплыл» – понесло его вниз с горки по льду – сплошному зеркалу. Крутился я, крутился и мягонько так в столб уперся. К слову, ни электроопора, ни автобус не пострадали – все сделал нежно.
А еще ветеран с большим водительским стажем утверждает, что раньше на дорогах было справедливо – все можно было доказать инспекторам ГАИ.
-У меня было случая четыре, когда приходилось писать в журнал «За рулем», редактору с уникальной фамилией Зингер и просить разобраться в спорном вопросе относительно правил дорожного движения. И как-то с автоинспектором на посту ГАИ в районе БЗС у меня вышел спор. Мне прокололи права, а я пообещал обратиться в редакцию любимого журнала. Инспектор отмахнулся: «Пиши своей швейной машинке» (это он так фамилию главного редактора обыграл). Я телеграммой в редакцию процитировал это предложение и объяснил ситуацию. Приехали журналисты из Москвы, разобрались на месте – «дырка» была аннулирована, тогдашний начальник ГАИ Краматорска Карагодин выдал мне без очереди новые права (их как раз меняли на новые образцы). Из-за аварийной ситуации, которая была со мной на перекрестке – на выезде из Славянска на Ростовскую трассу, убрали клумбу, которая только мешала безопасному движению. Как-то жена не очень уважительно отозвалась о моей работе: «Да что там – покататься целый день за рулем!». И я как-то прокатал ее рядом с собой всю смену. По сей день она убеждена - у ее мужа была самая нервная, напряженная и ответственная работа.
Когда Анатолий Иванович посадил своего сына за руль, то учил не только правильно переключать скорости, предварительно плавно выжав сцепление, но и житейской мудрости, которая не раз выручала его на дорогах - учил просчитывать и свои действия, и поведение других водителей, быть тактичным – это и есть признак профессионала.
- Раньше, - вспоминает водитель Николенко, - взаимовыручка на дорогах была обязательной – всегда остановятся, спросят, чем помочь. Сейчас водительской солидарности хватает на то, чтобы поморгать фарами – предупредить о патруле автоинспекции. Я убежден, что настоящий водитель это тот, кто полежал и под машиной, и на машине. Тот не водитель, кто в тепле и комфорте отъездил.
Окунувшись в воспоминания, Анатолий Иванович рассказал, как однажды заснул за рулем и по счастливой случайности сам остановился далеко на обочине.
– Чем спасались, когда сон одолевал за рулем?, - поинтересовалась я, вспоминая, как отец сажал меня рядом и заставлял все время разговаривать – верный способ не уснуть водителю.
- Я спасался тем, что курил. Курил просто безбожно, - ответил Анатолий Иванович и заметил, что совсем недавно, уже будучи на пенсии, избавился от этой зловредной, профессиональной привычки.
После увольнения из АТП, Анатолий Иванович семь лет проработал сторожем на автовокзале – там были все свои мужики, родные, было с кем словечком переброситься. Любимый тост Анатолия Ивановича Николенко - «За водительскую дружбу!».
|
Безбилетная пассажирка
Иван Васильевич Ляшенко, водительский стаж сорок восемь лет. Три года, как уже вышел на пенсию. А в свое время по направлению военкомата окончил Краматорскую автошколу и получил права - так осуществилась юношеская мечта паренька из Александровского района, который успел поработать комбайнером и в своем селе, и на Целине. А еще ему жутко хотелось за баранку – одолевала «белая» зависть к учителю математики, который лихачил по селу на своем мотоцикле.
За свою длинную водительскую жизнь объездил Иван Васильевич весь Советский Союз – пришлось поработать и на Колыме, и в Уренгое, и в Надыме. Пятнадцать лет отработал в Краматорске на маршрутах №№1 и 21, мотался на Донецк.
Директором АТП-04115 в те времена были сначала Берлетов, Чуковской, а потом Зверев – самый замечательный директор, как признается Ляшенко, в былом главный инженер – человек всеми любимый и уважаемый.
Жена у Ивана Васильевича - тоже водитель, правда, «ушастого» электротранспорта - троллейбуса.
- И курьезных, и трагических случаев было много – всего и не упомнишь, - рассказывает ветеран. - Когда работал на «гармошке» на маршруте №1 запомнилась необыкновенная пассажирка – постоянно на поликлинике вместе с людьми в салон заходила собака и ехала до остановки «Улица Маяковского». Сначала, думал – может собака кого-то из пассажиров. Потом уже знал – собака катается самостоятельно. По каким собачьим делам ей надо было к Горотделу милиции или рынку, так и осталось тайной.
За почти полувековой стаж, права у Ивана Васильевича остались без проколов – мелких нарушений хватало, а вот до «дырочек» дело не доходило.
Сын пошел по стопам родителей – он выбрал шоферскую судьбу и сейчас работает водителем на «скорой» помощи. Любимый водительский тост Ивана Васильевича в свой профессиональный праздник - «Ни гвоздя, ни жезла!».
|
«Сам погибай – друга выручай»
Владимир Родионович Блудилин. Его общий водительский стаж двадцать шесть лет - на автобусе двадцать два года и четыре года на грузовой машине. Работал на Севере и убедился – без взаимовыручки не выжил бы. Зима, сопки, почти бездорожье. «Сам погибай – друга выручай» - это был жизненный девиз всех.
Владимир Родионович - замечательный наставник, его ученики и сейчас не отказались от шоферского хлебушка – по сей день работают водителями.
Чего-то экстраординарного из собственного опыта ветеран не вспомнил. А вот анекдотичная ситуация с другом – запомнилась. Как-то, на повороте возле Артемовского переезда у того сзади на шасси лопнул баллон и волной от гидравлического удара разорвало стоявшую сверху банку с красной краской, которая испортила женщине, ехавшей на задней площадке, прическу. Этому бедолаге пришлось извиняться и активно предлагать свою помощь по удалению краски с волос дамы.
|
Вот такие они – водилы-профессионалы. И мы от всего сердца желаем им, поклонникам дорог, безопасной езды, попутного ветра и отличных трасс. Пусть ангелы-хранители всегда невредимыми приводят вас домой. Пусть вас всегда ждут и любят. Машины пусть будут крепкими, а автоинспекторы – понятливыми. Одним словом, счастья всем вам, мужики!
Ольга СТАДНИЧЕНКО, фото автора
|