Под столичным Апелляционным судом «яблоку негде упасть». Сторонники Юрия Луценко, оказавшегося за решеткой, «выбивают» для него свободу. А ведь совсем недавно экс-министр МВД сам мог кого угодно упечь на нары. И упекал. Вспомним, как после помаранчевой революции за решеткой оказался Борис Колесников. Правда, его заключение закончилось не просто «чудесным» освобождением. Сам президент Виктор Ющенко наградил бывшего заключенного орденом. Сегодня, кстати, Борис Колесников – сам министр. Таковы превратности судьбы в высших эшелонах власти. Нам так не жить. Однозначно.
Кому – арест, кому – подписку о невыезде
Впрочем, вернемся к нашим ныне преследуемым. Судебное заседание, на котором изменили меру пресечения Юрию Луценко, длилось почти 3 часа. Поддержать в прошлом главного милиционера страны приехали родственники и политические соратники. На заседании нашлось место всем, кроме прессы. Журналистам для освещения процесса суд выделил всего 10 минут. Следовательно, рассмотрение дела стихийно превратилось в мини-пресс-конференцию заключенного. Юрий Луценко на вопросы отвечал в свойственной ему манере: импульсивно, пытался шутить. Признался, что надежду на освобождение не теряет, однако в скором возвращении на волю сомневается. Мол, найдется другое дело. «Я думаю, что меня скоро, как елку гирляндами, увешают другими маразматическими делами, но еще раз подчеркиваю: если прокурор в пятницу восстанавливает досудебное следствие, чем останавливает мою возможность читать материалы, и в то же время арестовывает за то, что я их не читаю — значит, это не уголовное дело. Это политическая расправа», — заявил экс-министр внутренних дел Юрий Луценко. В тот же день и в том же суде еще одному члену команды Тимошенко — бывшему председателю Гостаможслужбы Анатолию Макаренко — Фемида ограничила свободу. Да и самой «Леди Ю» не до шуток. Перед Новым годом она наведывалась в Генпрокуратуру ежедневно. После небольшого новогоднего отдыха — снова повестка. Обвиняют экс-премьера в нецелевом использовании средств, полученных по квотам Киотского протокола на выбросы парниковых газов. Сейчас досудебное следствие уже завершено, и Тимошенко будет ходить к следователям знакомиться с 17-ю томами уголовного дела. Есть и еще одно дело, по которому придется отвечать Юлии Тимошенко, - покупка автомобилей «скорой помощи» по явно завышенным ценам. Вместе с тем, сажать за решетку оппозиционерку пока не собираются. В Генпрокуратуре говорят: на допросы Юлия Владимировна ходит исправно, подписку о невыезде не нарушает. Правда, с изучением материалов уголовного дела затягивает. Следующий визит Тимошенко к следователю намечен на 13 января. Вместе с тем слепая Фемида интересуется не только политиками-оппозиционерами. На днях уголовное дело завели и на коменданта палаточного городка «налогового Майдана» Олега Ахтырского. Якобы он не только совершил «преступление по предварительному сговору группы лиц», но и умышленно гранитное оформление главной площади страны попортил. А это немаленькие деньги. Сейчас с предпринимателя взяли подписку о невыезде.
Европа не будет защищать Луценко
«Значительное количество уголовных дел против оппозиционеров свидетельствует о том, что действующий Президент решил «поквитаться со своими противниками», – убеждают Европу журналисты австрийской газеты «Die Presse». Мол, борьба с оппозицией в Украине базируется на российской «модели Ходорковского», которая предусматривает устранение конкурентов руками судов. В то же время директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик заявил, что «представители ЕС не будут слишком активно вмешиваться в судебные разбирательства относительно украинских оппозиционеров». «Будет выглядеть очень странно, если Европа возьмется защищать тех, кто в свое время делал некие нарушения. Там могут только выразить беспокойство тем, что криминальные дела открыты, в первую очередь, против представителей оппозиции», – сказал он. Эксперт не исключил, что следствие и суд могут окончиться обвинительным приговором для экс-министра внутренних дел Юрия Луценко. «Думаю, Луценко может получить свой срок. После всего, что произошло, я не исключаю этого», – отметил Кулик.
Все, что ни делается, – к лучшему
Во время пресс-конференции «Оппозиция в Украине: проблемы и перспективы» директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала высказал мнение, что в ближайшей перспективе у оппозиционных сил будут проблемы, но это, по-своему, хорошо. «И в этом есть свой плюс. Возможно, оппозиция начнет работать. Но я уже не раз заявлял, что для того, чтобы быть в оппозиции необходимо иметь свою позицию. А пока мы ее не видим. Если бы оппоненты действующий власти предложили идеи, которые получили бы отзыв у граждан, альтернативные программы развития страны… А таких программ пока нет», – отметил эксперт. Он подчеркнул, что оппозиционным силам придется учиться жить и работать в тяжелых условиях. И он надеется, что это подтолкнет оппозиционных политиков к разработке более конкретных программ, которые будут понятны населению. Кстати, по поводу происходящего на одной из пресс-конференций высказался премьер-министр Николай Азаров. Желая развеять подозрения в политической мести, он сказал: «Я не кровожадный, но элементарный порядок в стране должен быть». Стоит заметить, что, наверное, того же самого добивалась и предыдущая власть. Однако… Осталось только пожить и увидеть, чем, все-таки, это закончится. И что это было – фарс или торжество закона?
Леонид РАДЧЕНКО
P. S. Когда верстался номер, стало известно, что Генпрокуратура возбудила уголовное дело по закупке вакцин при премьер-министре Юлии Тимошенко. Дело возбуждено в отношении руководства ООО, которое в 2009-м году поставило Министерству здравоохранения 450 тысяч вакцин. Следователи подозревают, что препараты иностранного производства закупались по завышенным ценам. В ходе предварительной проверки сотрудники МВД подсчитали, что превышение цены могло нанести государству ущерб в 50 миллионов гривен. Уголовное дело возбуждено по ст. 191 Уголовного кодекса – «присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением». Если бизнесменов признают виновными в этом преступлении им грозит от 7-ми до 12-ти лет лишения свободы.
|