1 января 2018 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений к некоторых законодательных актов Украины» от 06.12.2017 № 1774. Среди прочего, он предоставил исполнительным органам городских советов городов областного значения и объединенных территориальных общин полномочия относительно осуществления на соответствующих территориях контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения, а также наложение штрафов за нарушение этого законодательства, сообщает официальный сайт Краматорского горсовета.
Также этот Закон предусматривает, что органы местного самоуправления для выявления неоформленных трудовых отношений могут проводить проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся как в коммунальной собственности территориальной громады, так и не в коммунальной собственности, а также физических лиц, использующих труд наемных работников.
Правительство утвердило Порядки осуществления государственного контроля и государственного надзора за соблюдением законодательства о труде. В них детально регламентируется проведение инспекционных посещений и выездных инспекций, которые заменили прежние плановые и внеплановые проверки.
Решением сессии Краматорского городского совета от 23.05.2018 №38/ VII - 227 «О внесении изменений в решение городского совета от 28.09.2016 № 14/ VII – 391 «Об упорядочении структуры и общей численности городского совета и его исполнительных органов» (с изменениями и дополнениями) принято решение об увеличении с 01.08.2018 года общей численности управления труда и социальной защиты населения Краматорского совета на 2 штатные единицы с целью создания двух должностей инспекторов труда.
21.09.2018 был проведени конкурс на замещение вакантных должностей должностных лиц местного самоуправления и приняты в штат 2 главных специалиста, инспекторы труда сектора контроля за соблюдением законодательства о труде отдела труда: Поляков Сергей Семенович и Крайник Виктория Витальевна.
Инспекторы местных советов наделены исключительно полномочиями по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда и оформления трудовых отношений.
Контрольные полномочия инспектора труда подтверждаются служебным удостоверением.
Контролю подлежат:
юридические лица (включая их структурные и обособленные подразделения, не являющиеся юридическими лицами)
физические лица, использующие наемный труд (далее - объект посещения).
Контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется в форме проведения инспекционных посещений и выездных инспекций инспекторами труда.
Постановлением предусмотрено, что инспекционные посещения и организация выездных инспекций могут быть приняты по следующим основаниям:
1) по обращению работника о нарушении в отношении него законодательства о труде;
2) по обращению физического лица, в отношении которого нарушены правила оформления трудовых отношений;
3) по решению руководителя органа контроля о проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, принятым по результатам анализа информации, полученной из средств массовой информации, других источников, доступ к которым не ограничен законодательством, и источников, указанных в подпунктах 1, 2, 4 - 7 настоящего пункта;
4) по решению суда, сообщению правоохранительных органов о нарушении законодательства о труде;
5) по сообщению должностных лиц органов государственного надзора (контроля), о выявленных в ходе выполнения ими контрольных полномочий признаков нарушения законодательства о труде;
6) по информации:
Госстата и его территориальных органов о наличии задолженности по выплате заработной платы; ДФС и ее территориальных органов;
7) по информации профсоюзных органов.
По результатам инспекционного посещения (невыездного инспектирования) составляется акт, а в случае выявления нарушений - акт и предписание об устранении нарушений.
За нарушение трудового законодательства юридические и физические лица – предприниматели, которые используют наемный труд, несут финансовую ответственность в таких размерах:
- 30 минимальных зарплат за каждого работника, это 111 690 грн. (если минимальная зарплата 3723 грн.) за следующие нарушения:
фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора;
оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полный рабочий время;
выплату заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса.
- 10 минимальных зарплат за каждого работника, это 37 230 грн. (если минимальная зарплата 3 723 грн.) за несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда (например, за не оплату работы в ночное время, работу в выходной или праздничный день, сверхурочную работу и другие вопросы оплаты труда);
- 3 минимальные зарплаты, – это 11 169 грн. (если минимальная зарплата 3 723 грн.) за следующие виды нарушений:
нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц,
выплата их не в полном объеме.
- 10 минимальных зарплат за каждого работника, это 37 230 грн. (если минимальная зарплата 3723 грн.) за несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, которые привлекаются к выполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации».
- 1 минимальная зарплата (3723 грн.) за нарушение других требований трудового законодательства, кроме предусмотренных выше.
Штраф в размере 100 минимальных заработных плат (в 2018 году - 372 300 грн.) будет ждать за не допуск к проведению проверки, связанной с выявлением таких фактов:
допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта);
оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полный рабочий время, установленный на предприятии;
выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса и налогов.
|
Коментарі