Два художника, два брата по духу |
Художник – это профессия? Краматорские художники Сергей Друзяка (на фото – слева) и Сергей Литвинов считают, что это образ жизни. Дар судьбы и одновременно тяжкий крест, который, если уж взвалил на себя, сбросить невозможно. Их университетыСергей Друзяка живет в Ясногорке, в доме своего деда Григория, георгиевского кавалера еще Первой мировой войны. Воевал и его отец Иван на фронтах Второй мировой, получил контузию на Курской дуге. Он был музыкантом, преподавателем в музыкальной школе. В далекой молодости, в одно время с Леонидом Утесовым, выступал в джаз-оркестре, пока не разогнали. Тогда господствовало убеждение: кто играет джаз – Родину продаст. Иван очень хотел, чтобы сын стал скрипачом. Но этот нежный инструмент никак не привлекал мальчика: по характеру ему более подходили труба, барабан или литавры. А когда десятилетний Сережа нашел фанерный ящик с масляными красками, его участь была решена. Он открыл в себе страсть к рисованию, которая не угасает уже более сорока лет. Кстати, краски в родительском доме оказались не случайно. Мария Григорьевна, мама Сергея, работала художником-оформителем на НКМЗ. Таким образом, предрасположенность Друзяки к изобразительному искусству можно объяснить генетикой, творческой атмосферой в семье. А вот откуда «испанская грусть» у Сергея Литвинова, нам так и не удалось установить. Его отец также бил фашистов на Великой Отечественной войне, был офицером, а в мирной жизни – бухгалтером. Маму девчонкой угнали в Германию. Она писала стихи о том, как везли их в телячьих вагонах за две тысячи верст к палачам. Сергей тоже пишет стихи, только совсем другой тематики:
Нефтью заполнены души, Но это, так сказать, побочный продукт его творческой натуры. А главный – картины. Литвинов рисует с детских лет. В школе все парты носили следы его творчества, а одноклассники выстраивались к нему в очередь: никто, кроме Сергея, не мог так мастерски подделать в дневнике учительскую подпись. В небольшом городе пути столь талантливых личностей, почти ровесников, рано или поздно должны были пересечься. Так оно и случилось. Приехав в отпуск из армии, Друзяка познакомился со своим тезкой в изостудии известного краматорского живописца и сценографа Всеволода Сербина. Он был величиной, авторитетом, но никогда не ставил дистанции, не навязывал своего мнения молодым художникам. Общительный, гостеприимный («Мой дом – твой дом, заходи»), Сербин и сегодня теплом отзывается в душах всех, кто имел счастье с ним общаться. Друзяке и Литвинову также близко по духу творчество краматорчан Евгения Качуры, Вячеслава Гутыри, скульптора Сергея Кузьменко, погибшего на взлете, в 28 лет. При первой встрече у Сербина два Сергея и предположить не могли, что их знакомство перерастет в настоящую мужскую дружбу и творческий союз на всю жизнь. Но каждому предстояло пройти свои «университеты». Друзяка учился в народном университете им. Крупской (г.Москва), на отделении станковой живописи и графики. После армии работал на НКМЗ, КЗТС, в Комбинате бытового обслуживания, занимался дизайнерским оформлением заводов и города. Литвинов также прошел армейскую школу, поступил в Палехское художественное училище. Правда, до диплома дело не дошло. В причины Сергей особо не вдавался, но намек был достаточно ясным – шерше ля фам. Жил в Москве, Орле, побывал в Эстонии, шабашил, оформляя рестораны. Его профессиональные и мировоззренческие позиции во многом сложились под влиянием «художественной братвы» на просторах бывшего Союза. Мастерская на ДоменныхВ 1990-м году тезки встретились вновь. Разговор затянулся далеко за полночь. Выяснилось, что у них, таких разных по характеру, взгляды на жизнь и искусство совпадают, как у сиамских близнецов. Друзья решили, что им стоит попробовать работать вместе. На Доменных они открыли экспериментальную мастерскую. Тогда вообще была эпоха экспериментов. Развалился Союз, по его руинам носились призраки демократии, все бурлило, парило и кипело. Молодые художники с головой бросились в этот котел. Оковы социалистического реализма пали, и у входа их радостно приняла свобода. Свобода мыслить по-своему и по-своему выражать эти мысли, чувства и идеи на полотне. Каждое произведение, от замысла до последнего взмаха кисти, два Сергея создают вдвоем. Это уникальный творческий тандем, в котором два таланта не просто складываются, а умножаются, возводятся в степень. Через два года экспериментальную мастерскую заполнили десятки картин. Их своеобразие и сила поразили Галину Воронцову, главу фонда «Возрождение Санкт-Петербурга». Она приобрела несколько работ и пригласила авторов поработать в городе на Неве. «Сломать равнодушие духовного сна…»«Краматорчане окунулись в пьянящую атмосферу Петербурга, среду Пушкинской-10. Это знаковое место на карте северной столицы России. Здание, расположенное по этому адресу, городские власти когда-то освободили под капитальный ремонт, но его постепенно заселили художники, не имеющие мастерских. Выселить их не удалось ни уговорами, ни силой. Творческие мастерские ощетинились баррикадами, в их поддержку поднялись отечественные и зарубежные средства массовой информации. Пушкинская – 10 так и осталась за художниками, превратившись в центр интеграции новейших течений искусства в мировой культурный процесс, штаб-квартиру товарищества «Свободная культура». Общение с питерскими коллегами многое дало Друзяке и Литвинову, но в то же время они смогли сохранить собственный творческий почерк, творческое видение. Это с уважением отметили критики после их первой выставки «Вера. Надежда. Любовь», которая состоялась в 1992-м году в Доме журналистов. Художники по-своему интерпретировали библейские сюжеты, выбрав их как нравственную основу для размышлений о сложных социально-философских проблемах личности и времени». Так писал Заслуженный работник культуры России Анатолий Дмитренко. Он особо подчеркнул, что Друзяка и Литвинов – люди неравнодушные, ищущие, совестливые. Они – не завистливые, их не тиранит успех других. Свобода от зависти, творческой ревности – это трудный, но честный путь в искусстве. Поиск способов «сломать равнодушие духовного сна» ощущается во всех произведениях наших земляков. Но особое место занимает чернобыльский цикл и его центральная работа – композиция-символ «Чернобыль». Белый атомный крест – знак ядерного распятия техногенной эпохи; кровавый диск взорванного солнца; крылатый Стрелец, символизирующий гнев четырех стихий за нарушение высшей гармонии; человек-паук, продуцирующий мировую паутину всех видов, в которой сам же задыхается; мужчина и женщина, ищущие спасения и прощения… Многочисленные аллегории, пройдя через сердце и сознание, заставляют задуматься, как же хрупка и беззащитна наша планета. Чернобыль – это не прошлое, это наше аварийное настоящее и, если человечество не опомнится, - очень короткое будущее. Авторы, понимая людскую природу, не претендуют на роль спасителей мира, но высказаться, предостеречь считают своим долгом. Имеющий уши – да услышит… Второй вариант масштабного полотна «Чернобыль» (размером 2,72 на 1,77 м) сейчас находится на международной выставке в Донецке, которая продлена до 6-го сентября. А первый вариант, вместе с «самосвалом» других работ, остался в Питере. Вывезти картины через возведенные границы и кордоны художники не могут. Совсем в другой плоскости, но не менее глубоко и интересно задуман новый цикл двух Сергеев - «Вергулины». Все мы из детства помним неповторимый вкус вергунов – скрученных полосок теста, жаренных в масле и посыпанных сахарной пудрой. Помним и руки наших мам и бабушек, которые с любовью готовили это лакомство. Образы «вергулин», несомненно, художникам навеяли 86-летняя Александра Петровна, мама Литвинова, и 92-летняя Мария Григорьевна, мама Друзяки. Здравия и добра им и в их лице – всем женщинам, великим труженицам, хранительницам домашнего очага. В планах у наших художников – множество проектов. - Хватило бы жизни, чтобы все сделать, – задумчиво сказал на прощанье Сергей Друзяка. И еще друзья обещали, что все же подумают об организации выставки в городском Художественном музее. А то как-то неправильно получается, что работы, известные во многих странах и на всех континентах, до сих пор не видели в родном городе художников.
Антонина Ноткина,фото автора
|
||
| ||
Найбільш читане
- Змінюємо правила гри або як облаштування інклюзивних ігрових майданчиків допомагає руйнувати бар’єри
- По місту в Краматорському районі росіяни вдарили трьома керованими авіабомбами
- Як вести бізнес попри кризу: п'ять порад для успіху від релокованої підприємиці з Донеччини
- ВИЙШОВ П’ЯТИЙ ВИПУСК ПОДКАСТА ВІД ДОНЕЦЬКОЇ ТПП "ПРО ФОРС-МАЖОР: НЕВІДОМІ ВИКЛИКИ АБО ЯК ДОВЕСТИ ОБСТАВИНИ НЕПЕРЕБОРНОЇ СИЛИ"
- Росіяни обстріляли п'ять населених пунктів Краматорського району - є загиблі й поранені
Останні народні новини
- Суперлюдяність в тренді! Сінево та Superhumans звітують про перші результати партнерства
- Коли голова правління ГО СГТ «Вітерець» виконає рішення суду?
- Відновлюємо чемпіонат України з кросмінтону
- Відновлюємо чемпіонат України з кросмінтону
- Безоплатний доступ до сучасної лабораторної діагностики кожному!
Даючи рекламу одночасно у дві газети - "Технополіс" и "Четвер", Ви заощаджуєте гроші, а реклама працює вдвічі ефективніше! Телефони відділу реклами:
(06264) 3-43-68
(06264) 3-57-44
050-855-05-12
Найкоментованіше
Опитування
Результати: 70
Погода у Краматорську
вологість:
тиск:
вітер:
Коментарі