В жизни любого автомобилиста иногда случается так, что его штрафуют. И дело тут даже не в наличии опыта или следовании Правилам дорожного движения. Даже опытный водитель, привыкший блюсти абсолютно все правила, зачастую подпадает под выписывание штрафа. И причиной может стать что угодно: усталость, невнимательность, эмоциональное напряжение.
Несмотря на то, что штрафы были увеличены, наши законы остаются одними из самых либеральных. Даже в странах ближнего зарубежья ответственность водителей гораздо выше. А уж про дальнее зарубежье и говорить не приходится. Для примера возьмем Германию. В этой стране безопасность на дорогах – одна из самых высоких в Европе. И это при том, что это единственная страна в Европе, где скорость на автобанах не ограничена. Хочешь – клади стрелку спидометра, если машина позволяет. Главное, не занимай левый ряд и держи дистанцию. И про дистанцию – это серьезно. Ее даже в автоматическом режиме камеры замеряют. В том числе на автобанах.
Как рассказал руководитель одной из немецких автошкол Вольдемар Коос, нормальной считается дистанция, равная половине показания спидометра. Например, едет водитель со скоростью 50 км/ч. Значит, он должен держать дистанцию до впереди идущей машины 25 метров. Если дистанция составляет 1/4 от показания спидометра, то за это могут серьезно наказать. При скорости 50 км/ч водителя оштрафуют за дистанцию менее 12 метров. Причем чем выше скорость, тем выше штраф. Минимум – 75 евро, максимум – 320. Это относится к нарушениям средней тяжести, и водитель также получит 1 пункт.
В Германии как раз действует балльная система. Только получают там не баллы, а пункты. При этом недавно она была ужесточена. Если раньше, чтобы лишиться прав на год, надо было набрать 18 пунктов, то сейчас достаточно 8.
Все санкции прописаны в каталоге нарушений. Аналог нашего КоАП, только значительно большего размера. Он делится на три части. Первая часть – легкие нарушения. За них можно получить устное или письменное предупреждение. Правда, письменное предупреждение уже сопровождается штрафом. Но небольшим – до 60 евро. Характерный пример мелкого нарушения – непристегнутый ремень безопасности.
А вот если не пристегнут ребенок или если чадо перевозят без детского кресла, это считается нарушением средней тяжести и относится ко второй части каталога нарушений. В этой части штрафы начинаются от 60 евро, за нарушения предусмотрены те самые пункты, а также лишение прав на 1-3 месяца. За ребенка без детского кресла полагается штраф 80 евро и 1 пункт.
Третья часть каталога – это преступления на дорогах. И за них предполагается лишение свободы или очень большие штрафы. По этой части штрафы назначает судья исходя из доходов обвиняемого.
Почему каталог нарушений такой объемный, стало понятно на примере с проездом на красный свет. Каталог предусматривает несколько вариаций этого нарушения. Например, если водитель проехал на красный свет в течение 1 секунды после того, как сменился сигнал, ему назначат штраф 90 евро, и он получит 1 пункт. Если при этом он подверг опасности других участников дорожного движения или совершил аварию, штраф вырастет до 240 евро. Он получит 2 пункта и лишится прав на 1-3 месяца.
Если водитель проехал на красный спустя секунду после того, как он загорелся, ему придется заплатить 200 евро. При этом он получит 2 пункта и лишится прав на 1-3 месяца. Если он совершил аварию, то штраф будет уже 360 евро с теми же двумя пунктами и лишением прав на 1-3 месяца.
Еще сложнее система наказания нетрезвых водителей. Если у водителя при проверке на дороге в выдохе содержится от 0,3 до 0,5 промилле, ему ничего не будет. Если он при этом нарушил правила, то решение в отношении него будет принимать суд.
Если водитель первый раз попался с показаниями прибора от 0,5 до 1,1 промилле, то ему назначат штраф 500 евро, пропишут два пункта и лишат прав на месяц. За повторное попадание с таким результатом штраф будет 1000 евро, 2 пункта и 3 месяца лишения прав. За третье попадание – штраф 1500 евро, 2 пункта и 3 месяца лишения. Если такой водитель совершил ДТП, то он может попрощаться со свободой на срок до 5 лет.
Если количество промилле в выдохе составило от 1,1 до 1,6 – дело будет сразу передано в суд. Суд, как правило, назначает год лишения прав и штраф в зависимости от дохода. При этом вернуть права, отходив этот год пешком, можно без дополнительных условий. Но если у водителя в крови более 1,6 промилле, то на время лишения его будут раз в месяц проверять, не употребляет ли он спиртного. Брать на анализ будут не только кровь, но и волосы. В них информация хранится гораздо дольше. А после окончания срока такому водителю придется сдать так называемый «тест на идиота». Это долгая, сложная и унизительная процедура.
В Германии нет термина «опасное вождение», потому что если водитель нарушил несколько пунктов правил за короткое время, его накажут за все нарушения.
Не либеральничают с водителями и в США. Хотя законы каждого штата отличаются, все они довольно суровы.
В США вообще любят ограничивать свободу нарушителей. Не менее сурово карается проезд на красный сигнал светофора. За это прав не лишат, но в тюрьму на полгода посадят.
Пьяный, повторно попавшийся за рулем, может лишиться прав на 15 лет и сесть в тюрьму на пять. Это не наши три года без прав и 2 года заключения. Излишнюю тонировку на автомобилях не любят не только в России. У нас, если не исполнил предписание сотрудника ГИБДД снять пленку, тоже можно попасть за решетку. Но не более чем на 15 суток. А в США за это можно попасть в тюрьму на 6 месяцев.
Так что нашему законодательству еще очень далеко до строгости американских законов. |