«Савланут, лэат-лэат» или «Запаситесь терпением» |
Меня как педагога всегда интересовали национальные особенности воспитания детей. Очень интересно было узнать, что в грузинской семье свадьба расстроилась из-за того, что будущий зять не встал, когда в комнату вошла женщина. Несостоявшиеся тесть с тещей сразу же определили, что их дочь рискует быть несчастной в браке. А кто не слышал о еврейских мамах – самых успешных воспитателях? И поэтому, когда мне выпала возможность пожить в семье раввина (еврейского священника) одного из больших украинских городов (им нужна была женщина для присмотра за детьми),я с радостью согласилась. К евреям, как и к другим народам, должно относиться с уважением и пониманием, но кто будет спорить, что они - очень умный и талантливый народ? Как так они умудряются воспитывать своих детей? На примере этой семьи попробуем сделать некоторые выводы. ЗнакомствоУдивляться пришлось уже при первом телефонном разговоре. – Мы вас ждем, – сказали мне. – Только, пожалуйста, не берите с собой ничего кроме одежды. Особенно продуктов. И одежда должна быть следующая: платье – значительно ниже колен, примерно до середины икры; закрывающие локти рукава и никаких декольте или вырезов – все должно быть до шеи. То же касается юбки и блузы. Никаких брюк. Не рекомендуется красный цвет. Приехала и, едва переступив порог, опять удивилась. Квартире, размеры которой составляли не одну сотню квадратных метров. Выяснилось, что в семье, где мне предстояло работать, пять детей: четыре мальчика – десяти, восьми, шести и четырех лет и двухлетняя девочка. Ни дать, ни взять – «четыре сыночка и лапочка дочка». На момент моего приезда трое старших мальчиков были в оздоровительном лагере. Значит, начну знакомиться с малышами. Мне, как и всем педагогам, привычнее, когда меня называют по имени и отчеству – у нас по-другому и не принято. Но в иврите, который является родным для детей, нет обращения на Вы, там не скажешь «Вы, Марь Ванна». На Вы не называют даже самых уважаемых людей (мы же со Всевышним тоже все «на Ты»). Поэтому обращение к учителю будет звучать так: «Учитель Роза, ты…». Правда, особое почтение все же можно выразить, обратившись к человеку в третьем лице: «Не хочет ли рав пить?». Помните: «Не будет ли любезен многоуважаемый джинн?». Но это все мне еще предстояло узнать… Малолетние калькуляторыПятеро детей, да еще разного возраста – это, конечно, многовато. Собрать их в одном месте будет сложно, пусть даже в квартире и существует игровая комната, больше похожая на магазин игрушек. В ней есть большая фильмотека, в которой нет ни боевиков, ни ужастиков, а только развивающие программы разных направлений и для разного возраста. Например, диски с уроками пения, танцев и, конечно же, с притчами. И везде много книг. Очень много, в отличие от телевизоров, один из которых стоял в детской (для просмотра записей), а другой – в холле. За все время я не видела, чтобы кто-нибудь из взрослых смотрел что-то кроме новостных программ из Израиля. Разумеется, был и компьютер с Интернетом. Но он предназначался только для общения с детьми из Израиля и для работы родителей. Ни о каких «стрелялках-бродилках» и речи быть не могло. В еврейской семье нет ситуации, когда ребенка силой нужно оттаскивать от компьютера или телевизора. Тем более взрослого. Оказалось, что малыши очень любят развивающие игры. Мы лепили, рисовали, играли. Практически делали все то, чем занимаются сегодня в очень популярных школах раннего развития. Стоит ли удивляться, что двухлетняя девочка разговаривала связными предложениями на двух языках? Еще она называла цифры по порядку до десяти на русском языке и иврите. Забавно было наблюдать за реакцией прохожих, когда ребенок в коляске, вынимал соску изо рта и начинал рассуждать или задавать очень дельные вопросы. Четырехлетний мальчик предложил мне игру: «Давай складывать числа!». Что бы вы предложили своему четырехлетнему ребенку? Вот и я предложила сложить 4 и 3. Мальчик возмутился. Ему нужны двухзначные числа! Сумму же выдал, когда я еще сама считала в уме. Каждый плюс состоит из двух минусовЯ очень ждала приезда старших мальчиков. Мне казалось, что со старшими найти общий язык мне будет еще легче, чем с малышами. Правда, женщина, которая работала в этом доме уже много лет, предупредила меня, что эти дети – очень сложные. И вот они приехали. С массой впечатлений и фотографий. Какие же они разные, дети одних родителей! Старший – рассудительный и спокойный. С ним можно обсудить и договориться по любому вопросу. Второй – очень нервный, не желающий слышать чужое мнение и всегда уверенный в своей правоте. Третьего всегда все устраивает. Что же не так с этими детьми? О чем меня предупреждали? Все начало проясняться после первой прогулки. С порога по дороге в душ (в доме три ванные комнаты) дети стали раздеваться и бросать одежду на пол. За минуту пол в огромном холле оказался усеян пятью футболками, четырьмя шортами и одной юбочкой. Я выкупала ребят и предложила им собрать свои вещи и отнести в стирку. В ответ на меня посмотрели, как на инопланетянку, и дружно отказались. – Разве умные дети себя так ведут? – спросила я и получила ответ: – Конечно, ведут. Ведь глупых евреев не бывает Разумеется, я ничуть не сомневалась в их умственных способностях. Но такой ответ в очередной раз показал, что дети и взрослые одни и те же слова воспринимают по-разному. Кстати, когда я разговаривала с мамой детей, уточняя свои обязанности, то спросила: должны ли дети убирать свои вещи и игрушки? На что она ответила: «Если не смо-жешь убедить их или заставить, то убирай сама». Пришлось собирать мне вещи. Утром меня ждал «сюрприз». Оказалось, что дети никогда не заправляли свои кровати. С малышами все понятно, а вот ответ старших был вполне предсказуем: «Тебе за нас деньги платят, вот ты и заправляй». Как же убедить детей убирать одежду в корзину для грязного белья? И я придумала. В холле пол был каменный, и все по нему ходили босиком. В летний зной это очень даже приятно. После прогулки я поставила малышку на футболку одного из братьев и стала водить ее по всем вещам, лежащим на полу и говорить: «Какие мальчики молодцы – побеспокоились, чтобы нам было мягко ходить по футболкам, а не по твердому полу». Мальчики быстро среагировали – вся одежда быстро оказалась в корзине. Прачка была несказанно удивлена, ведь дети ей сами никогда не приносили вещи в стирку. Хочешь жить – умей молитьсяОбщаться с детьми оказалось очень интересно и познавательно. Они мне объясни-ли, что весь мир делится на евреев и гоев. С гоями евреи общаются по определенным правилам, при этом взрослые говорят, что гои не плохие и не хорошие – они другие. Понятие же «другие» не расшифровывается. Младшие дети слегка завидуют старшим, ведь те больше знают, а знания – повод для гордости. Но некоторые мои вопросы ставили детей в тупик, особенно «О чем ты мечтаешь?». Что такое «мечта», они не понимали. «Планы» – это понятно, а «мечты» – нет. А вот варианты ответов на вопрос «Чего бы ты больше всего хотел?». А. Чтобы пришел Мошиах (мессия). Это обязательно первым пунктом. Проверяют друг друга, вдруг кто-то поставил какое-то свое материальное желание выше самого главного из духовных. Б. Чтобы, когда мы полетим в Израиль, у нас родился еще один ребенок. (Все дети в этой семье появлялись на свет только в Израиле). Стоит добавить еще нечто очень важное. Неверующий еврей, по их мнению, это практически не еврей. Тот, кто не стремится угодить Всевышнему, обычно начинает совершать поступки, которые разрушают его здоровье и жизнь. Работать может кто угодно, а вот «правильно» молиться – только еврей. Отсюда дело всей жизни еврея – молитва. Несколько дней в доме гостила одиннадцатилетняя девочка. Какой светлый, добрый ребенок! Если дети раввина были иногда нарочито послушными в присутствии гостей и для родителей, то эта девочка выполняла все, что требовалось даже тогда, когда ее никто не видел. Так сильна ее вера – ведь Всевышний все знает, Его не обманешь! В одиннадцать лет она четко знала, что для девочки главное в жизни – выйти замуж и быть хорошей матерью и женой. Почему они не верят в Деда Мороза?Перед сном детям положено читать духовные тексты. Правда, переложенные на детский язык. И никаких волшебных сказок! Объясняется все очень просто – в волшебных сказках, по большому счету, описывается обман. Еврейская мама не будет спрашивать себя, верит ли ее малыш в Деда Мороза. Вместо того чтобы сказать: «Если будешь хорошо себя вести, то под елочкой найдешь подарок от Деда Мороза», она скажет: «Будешь хорошо себя вести – папа купит тебе то, что ты хочешь». И это будет правда. Еврейские дети не знают сказку о Емеле, потому что лежа на печи в жизни ничего не получишь. И если бабушку съел волк, то никакие охотники не достанут ее из вспоротого брюха живой и невредимой. После вечерней молитвы нельзя произносить ни слова. Если запрет нарушен, то молитву следует повторить. Вот и не слышно из детской спальни перешептываний – никто много раз молиться не хочет. Кстати, к трем-четырем годам практически все дети в семьях религиозных евреев умеют читать. Они же молятся! А даже если ребенок знает молитву на память, перед ним всегда должна быть книга и он должен видеть написанные буквы. В Торе каждая буква имеет свой смысл, и его нужно научиться понимать. А счет? «Нетилат ядаим» («ритуальное омовение рук») предусматривает поливание водой каждой руки по три раза, т. е. дети вынуждены считать до шести, чтобы не ошибиться. Повторяя эту процедуру ежедневно по нескольку раз, кто не увлечется счетом? Я поняла, что воспитанию детей способствуют тысячелетние традиции, которые говорят: у каждого своя роль. Пусть со стороны ритуальные действия, такие как зажигание свечей, воспринимаются как спектакль, но это мощнейший механизм сплочения и развития семьи. Вовлеченные в ритуальное действо дети изо дня в день, из года в год понимают неотвратимость жизненных циклов в каждой семье. Для невыполнения ритуальных обрядов не существует уважительных причин – так дети с раннего детства четко узнают очень важные слова «надо» и «нельзя». Изо дня в день с детьми разбираются различные жизненные ситуации, передается многовековой опыт. Ребенок не будет набивать чужие «шишки» и «наступать на грабли». Например, играя, дети спрашивали меня: – Нужно убрать урожай в саду. Деревья разные, и оплата за них разная. Ты будешь говорить работникам, сколько стоит оборвать каждое дерево? – Конечно, скажу. Это честно и мне скрывать нечего. – А вот и не стоит. Все захотят обрывать те деревья, за которые больше заплатят, а кто же будет обрывать остальные? Или: – Хозяин уезжает на время и оставляет соседу на хранение фрукты. Фрукты начи-нают портиться. Знаешь, что должен сделать сосед? А он должен сохранить гнилые фрукты, чтобы вернувшийся хозяин не заподозрил его в присвоении чужого. Правила тысячелетней давностиПеред первой прогулкой с детьми я получила подробную инструкцию. Прежде всего, жена раввина строго оговорила наш маршрут. Из улиц, по которым нам нельзя было ходить, можно было составить целый список. Прежде всего, нельзя было подходить к районам, на которых располагались культовые сооружения представителей других религий. Под запретом оказалась набережная и все места, откуда может быть виден пляж. Понятно, что появляться на самом пляже тоже категорически запрещено: «Там неприлично раздетые люди». Кстати, на пляж взрослые женщины из ортодоксальных еврейских семей все-таки ходят, но, во-первых, на отдельный пляж; а, во-вторых, они надевают на себя сплошные купальники, а на них – летние майки, но с рукавами и длинные, по крайней мере, ниже колена. И обязательно шляпы. Понятие скверны, ритуальной нечистоты у верующих евреев несколько отличается от принятых у нас. Например, для посещения выставки кошек и террариума необходимо разрешение папы. Он определит, может ли осквернить данное мероприятие еврея или нет, и его решение обжалованию не подлежит. То же самое касается и кашрута, строго определяющего гигиену питания. Вот некоторые его постулаты. Помимо правильных продуктов, определен способ ухода за кухонными принадлежностями. Кухня разделена на две зоны – мясная и молочная. В мясной зоне все тарелки, вилки, ложки и полотенца для мясной пищи, в другой все то же самое – для молочной. Отличаются они цветом, чтобы не перепутать. Соком или водой, например, можно запивать и одну, и другую пищу, но налиты они должны быть в соответствующие виду пищи стаканы. Впору задуматься, откуда несколько тысяч лет назад евреи, благодаря традиционным действиям не позволяли смешиваться микрочастицам несовместимых продуктов? Откуда они могли знать, что посуда имеет микропоры, куда попадают частички пищи? И даже при самом тщательном мытье посуды микрочастицы вымыть невозможно. О кашруте можно говорить очень-очень долго. Но это отдельная тема. Вместо послесловия Среди моих знакомых есть женщина –не молодая, не совершенной внешности, но весьма успешная. Она обладает мощнейшей положительной энергетикой. Под ее очарование попадают как мужчины, так и женщины. Она не скрывает формулу своего успеха и с радостью делится: «Меня очень сильно любили мои родители!». Как часто мы видим недопустимое поведение взрослых по отношению к детям. Мы, уставшие и издерганные проблемами, позволяем себе грубо сказать ребенку «отстань», «не мешай», «иди, гуляй». И дети уходят на улицу к тем, кто их понимает, кто в таком же положении. И чем они там занимаются, иногда родители узнают не от самих детей или соседей, а от участкового милиционера. Мамы и папы, какие бы проблемы не пришли в вашу жизнь, рядом с детьми не позволяйте себе грубость и не унижайте их. Добродушное активное участие в жизни ребенка позволит избежать больших проблем и трагедий в подростковом и юношеском возрасте. Не оставляйте им ни одной свободной минуты. Заполните их время как можно большим количеством кружков и секций. К счастью, пока, в нашем городе есть бесплатные кружки в Доме Пионеров и школах. Будьте ласковы и терпеливы, уделяйте максимум времени общению с детьми и обречете своих детей на успех. И, может, мой рассказ хоть немного поможет вам в нелегком деле воспитания. Успехов! Ольга ЩЕРБИНА
|
||
| ||
Найбільш читане
- На що можуть розраховувати пенсіонери з недостатнім стажем?
- Донецькі пропагандисти зліпили фейк про підтримку "ДНР" італійцями
- Краматорськ знову зазнав ворожого обстрілу
- Під час комендантської години мешканці Костянтинівки можуть спуститися в бомбосховища або виїхати за межі області
- «Технополіс» отримав стипендію в рамках програми «Голоси України»
Останні народні новини
- Суперлюдяність в тренді! Сінево та Superhumans звітують про перші результати партнерства
- Коли голова правління ГО СГТ «Вітерець» виконає рішення суду?
- Відновлюємо чемпіонат України з кросмінтону
- Відновлюємо чемпіонат України з кросмінтону
- Безоплатний доступ до сучасної лабораторної діагностики кожному!
Даючи рекламу одночасно у дві газети - "Технополіс" и "Четвер", Ви заощаджуєте гроші, а реклама працює вдвічі ефективніше! Телефони відділу реклами:
(06264) 3-43-68
(06264) 3-57-44
050-855-05-12
Найкоментованіше
Опитування
Результати: 70
Погода у Краматорську
вологість:
тиск:
вітер: