Как и следовало ожидать, реформа налогового законодательства оказалась не последней на пути Украины в светлое завтра. Едва затих налоговый майдан, как в кабинетах чиновников заговорили о следующей реформе – пенсионной. Не менее сложная и непопулярная, она, в отличие от первой, призвана не поступления в госбюджет увеличивать, а сокращать расходы… на выплату пенсий
Непопулярная реформа
Приступить к пенсионной реформе власти собирались еще в начале осени, когда в Верховную Раду должен был поступить соответствующий законопроект. Но внесли его только на этой неделе. Вероятно, опасаясь того, что две непопулярные реформы одновременно могут взорвать страну, решили действовать постепенно, заставив еще подождать Международный валютный фонд (МВФ). Что же, собственно, хочет от нас фонд? Его требования изложены в меморандуме, заключенном с Украиной. Среди них – увеличение пенсионного возраста для женщин с 55-ти до 60-ти лет постепенно в течение 10-ти лет, чтобы выровнять его с пенсионным возрастом для мужчин. Правда, украинские чиновники предложили увеличить его не для женщин, а для мужчин, предоставив последним право выходить на пенсию только в 65 лет (это при том, что средняя продолжительность жизни сильного пола в нашей стране – 62 года). Впрочем, пока вопрос еще зреет. Так что не исключено, что в итоге повысят пенсионный возраст для всех. Кроме этого, фонд хочет, чтобы в Украине был увеличен стаж, необходимый для получения минимальной пенсии, – с 20-ти до 30-ти лет для женщин и с 25-ти до 35-ти лет для мужчин, а минимальный страховой стаж для получения пенсии по возрасту – с 5-ти до 15-ти лет. То есть, те, кто потрудился меньше этого, претендовать на пенсию не смогут. Наиболее спорными пунктами названы согласие украинской власти обложить пенсии налогом на доходы физлиц и вероятное сокращение на 50% пенсий работающим пенсионерам. Кстати, последние планируется ограничить на уровне 4-х прожиточных минимумов. А для всех неработающих пенсионеров, в том числе экс-министров и генералов, ввести максимальный размер на уровне 12-ти прожиточных минимумов для нетрудоспособных, что из расчета 2010 года составляет 8808 грн. Но если эта норма будет принята, то, согласно решению Конституционного суда от 2007 года, коснется лишь будущих пенсионеров, оформивших пенсию после 1-го января 2011 года. Потому что закон обратной силы не имеет. Кроме этого, речь идет о замораживании специальных пенсий и спецдоплат к ним. Это затронет в первую очередь военнослужащих, которые ранее могли получать пенсию после 20-ти лет выслуги. Тем спецпенсионерам, которые имеют право досрочного выхода на пенсию, как и гражданам, имеющим право сделать это по сокращению штатов или по состоянию здоровья, пенсия будет выплачиваться только по достижении установленного законом пенсионного возраста. Отменить собираются и повышение пенсии на 1% за каждый год трудового стажа, который превышает 20 лет для женщин и 25 для мужчин. А кроме этого, уменьшить коэффициент страхового стажа с 1,35% до 1,2%, а в будущем применять коэффициент 1%.
Своя правда
Все это – пока лишь предложения правительства, которые еще должны пройти утверждение в Верховной Раде. Но если вспомнить судьбу Налогового кодекса, можно не сомневаться, что рано или поздно они станут реальностью. Логика власти понятна: на нее давит МВФ, грозя не дать очередную кредитную дозу, без которой у страны начнется финансовая ломка. Ведь дефицит госбюджета уже составляет 72 млрд. грн., а год еще не закончился. Дефицит Пенсионного фонда, как недавно сказал президент Виктор Янукович, достиг 60-ти миллиардов гривен. При этом внешние долги государства на 1-е октября 2010 года были невиданных ранее размеров – 404 млрд. грн. То есть, страна в долгах как в шелках, и без очередного транша ей со своими соцвыплатами не справиться. Так что волей-неволей приходится удовлетворять требования кредиторов. Понять можно и иностранных доноров. Ситуация в мире после всемирного экономического кризиса такова, что ведущие страны, в том числе США и 7 из 10-ти стран Европы, готовятся увеличить пенсионный возраст, чтобы сократить дефицит бюджета. А Украина, имея госдолг в размере 40% ВВП и пенсионные расходы, превышающие 18% ВВП, не хочет их сокращать. Но при этом просит у иностранных кредиторов денег, чтобы справиться с выплатами. С точки зрения МВФ, это как-то неправильно. Неправильна пенсионная реформа и с точки зрения украинского народа, который, конечно, привык к тому, что государство влезает к нему в карман, но очередной такой попытке явно не обрадуется. Можно смириться с тем, что на заслуженный отдых придется выходить позже. Но почему работающим пенсионерам, которые вынуждены трудиться до последнего, чтобы заработать на жизнь, пенсии собираются урезать наполовину, а их обеспеченным ровесникам сохранить?! Несправедливо. Но самое главное даже не в этом, а в том, что в стране никто не занимается проблемой увеличения количества рабочих мест. Сегодня их число ограничено. А если старшее поколение будет трудиться на 5 лет дольше, что тогда делать получившей образование молодежи? Так что избежать реформы, наверное, не удастся. Чтобы в будущем не получить еще большие проблемы. Ведь в стране численность работающих – 17 млн. человек, а количество пенсионеров приближается к 15-ти миллионам. Но параллельно нужно развивать производство, чтобы было где работать. А этого не происходит.
Накопи на старость
«В Украине, наверное, самая уникальная социальная политика в мире – она направлена на поддержку не бедных людей, а обеспеченных, – поделился своими мыслями глава Фонда поддержки реформ Виктор Пинзеник. – В прошлом году, например, на покрытие цен на газ было потрачено 30 млрд. грн. Большинство этих денег получили люди обеспеченные, потому что чем богаче человек, тем больше он потребляет газа, соответственно – большую дотацию получает. Но это аморально. Я считаю, что вся социальная политика должна быть связана с доходами». Не является исключением и пенсионная политика. «Это украинское изобретение, когда людей разделили на сорта, — продолжает он. — У нас пенсия зависит от того, в каком кресле человек сидел. Причем разрыв со средним размером выплаты – в несколько раз. При одной и той же зарплате люди получают совершенно разные пенсии, потому что одним положено 90% нынешнего заработка (так рассчитывается пенсия госслужащих. – Ред.), а другим – 1,35%». И чем, собственно, просидевшие всю жизнь в теплых кабинетах госслужащие лучше и ценнее для государства, чем простоявшие у станка рабочие?! Поэтому, по мнению экономиста, нужно отказаться от специальных пенсий и установить пенсионный возраст для всех без исключения категорий граждан, чего сейчас нет. «Многие люди не имеют понятия пенсионного возраста, потому что у них выслуга лет. Причем год идет за два, – говорит Виктор Пинзеник. – Но нельзя считать человека нетрудоспособным в 40 лет – это трудоспособный возраст. Кто его должен содержать?! Это дискриминирует само понятие пенсии». Если учесть, что в Украине действует принцип солидарности поколений (мы платим пенсии не себе, а нашим отцам и дедам), получается, что мы содержим трудоспособных соотечественников, большинство которых, выйдя на пенсию, тут же находят новую работу. Разве это справедливо?! «Я бы пошел еще на один революционный шаг – отмену пенсий вообще, – продолжает Виктор Пинзеник. – Это очень серьезные реформы, которые требуют разговора с обществом. Но они позволят человеку самому планировать старость. Все мы получаем зарплату, но не тратим ее в первый день, понимая, что нужно дожить до следующей. Это короткий период жизни. И мы сами должны планировать старость. Сохранить нужно только социальные пенсии, чтобы защитить инвалидов и нетрудоспособных». Так, наверное, можно было поступить с упрощенцами, для которых повысили выплаты в соцфонды: предложить им не платить их в обмен на то, что впоследствии они не будут претендовать на пенсии. Бесспорно, идея революционная, хотя, с другой стороны, если сделать ее добровольной и дать людям время накопить на старость, то почему бы и нет. Тем более, что подобные примеры в мире есть. Да и Пенсионный фонд, пожалуй, не пострадал бы. Ведь при его нынешнем дефиците выплаты пенсионерам обеспечивают не отчисления работающих, а дотации госбюджета.
Ольга КОТЕНЕВА |