ВПУ №14: путь к успеху |
6-го декабря в ВПУ №14 состоялся областной семинар-практикум «Инновационные педагогические технологии. Дуальная система обучения в Краматорском высшем профессиональном училище». Краматорск не случайно был выбран местом встречи сотрудников профтехучилищ машиностроительного профиля со всей Донецкой области. В плане подготовки квалифицированных рабочих «краматорчане – лучшие из лучших, и тут никуда не денешься». Эти слова методиста Донецкого учебно-методического центра Галины Довгаль базируются на множестве показательных фактов. В частности, именно учащиеся краматорских училищ последние четыре года уверенно занимают призовые места на всеукраинских конкурсах профессионального мастерства. Как наши педагоги и мастера производственного обучения добиваются высоких результатов, как увязывают теорию с практикой, как строят отношения с работодателями – эти и другие вопросы обсуждались на семинаре. Немало полезной информации дала гостям и экскурсия на ПАО «НКМЗ». Подробнее о дуальной системе обучения и ее преимуществах «ТЕХНОПОЛИСУ» рассказал директор ВПУ №14 Михаил Куприков. - Не секрет, что сегодня практически во всех учебных заведениях профтехобразования учебно-материальная база устарела. На ее обновление необходимы большие средства, которых в государстве, как всегда, не хватает. Возникает серьезный диссонанс: в училищах ребят вынуждены учить на старых станках, а на предприятиях, где думают о будущем, где идет модернизация, им придется иметь дело со сложным новейшим оборудованием. В нашем профильном министерстве знают об этой проблеме и ориентируются на создание отраслевых центров. В принципе, это хорошо. К примеру, у нас есть свободные помещения, и можно открыть современный машиностроительный центр. Но будут ли на это выделены деньги, сколько и когда – неизвестно. Поэтому на данном этапе мы пошли по другому направлению – внедряем экспериментальную дуальную систему обучения. - В чем она заключается? - Теоретические знания учащиеся получают непосредственно в учебном заведении, а производственное обучение и практику проходят на рабочих местах НКМЗ, нашего предприятия-заказчика. Причем, стараемся сделать так, чтобы после выпуска молодые специалисты остались на этих местах. В результате человек с первого курса адаптируется к условиям и требованиям работы на предприятии, его не придется переучивать. Выгодно всем – и работнику, и заводу, и училищу. - Очевидно, такой подход требует согласования учебных планов и программ, четкого взаимодействия учебного заведения и завода? - Красной чертой подчеркиваю: нам очень повезло, что нашим предприятием-заказчиком и надежным партнером является НКМЗ. Мы находим взаимопонимание во всех важнейших вопросах. Ответственейшие, грамотные руководители работают и на высших постах, и в отделе кадров, и в отделе развития персонала, и в цехах. И приятно, когда заходишь, к примеру, в модельный цех, а там 70% коллектива – наши выпускники. Начальник цеха – наш, мастера – наши, модельщики – наши. Так завязано за 71 год сотрудничества, что куда ни ступи - завод и училище вместе. - Когда вы начали эксперимент по дуальной системе обучения? - Частично в прошлом году, а с 1-го сентября нынешнего года определены две группы, две специальности - обработчики и модельщики, которые идут по экспериментальным программам. Кстати, именно эту систему во времена Советского Союза мы внедряли за рубежом. Профтехобразование СССР было лучшим в мире, наш опыт был востребован во многих странах. В одном только Алжире было 40 учебных центров, где работали советские специалисты. - Вы были в Алжире? - Нет, меня командировали в Пакистан, а потом в Народную Республику Мозамбик. Тогда же я, к слову, получил свою первую награду – знак «Отличник профтехобразования СССР». - Как вы считаете, во всех училищах возможен эксперимент с дуальной системой? - В принципе, да. Если же предприятие-партнер имеет современное оборудование, а училище – нет, то без поисков новых подходов в обучении просто не обойтись. - А как быть с государственными стандартами? Ведь предполагается, что училища выпускают универсальных специалистов, способных трудиться на любом предприятии соответствующего профиля? - Нам дано право до 20% содержания стандартов изменять под запросы предприятия-заказчика. А, вообще, по поводу стандартов и ляпсусов, к которым они порой приводят на практике, можно много говорить. Например, я считаю не совсем правильным увеличивать количество часов на теорию за счет производственного обучения. Преимущество надо отдавать именно профессиональной подготовке учащихся. - Как вы относитесь к разговорам о переводе системы профтехобразования в разряд ведомственных? - Крайне отрицательно. Действительно, на первый взгляд кажется несправедливым, что заводы частные, а кадры для них готовит государство. Но, с другой стороны, каждое предприятие платит налоги, которые идут и на подготовку специалистов. Я твердо убежден: система профтехобразования должна быть только государственной. Иначе ее легко вообще потерять: погибнет завод – погибнет и училище. - Что делать тем учебным заведениям, у которых нет таких мощных предприятий-партнеров, как у вас? - Мы сегодня работаем на договорных условиях. Каждое училище, прежде чем набирать учащихся под госзаказ, подписывает договор с ними и предприятием-заказчиком. Возьмем, к примеру, парикмахеров. Не будет же НКМЗ забирать тридцать выпускников этой специальности. А таких крупных работодателей, каким раньше был Комбинат бытового обслуживания, уже не существует. Значит, договариваемся с небольшими фирмами, парикмахерскими салонами, каждый из которых может принять на работу одного-двух человек. А машиностроители 100%-но идут на НКМЗ. Новокраматорцы помогают также с рабочими местами слесарей по ремонту автомобилей, поваров для общепита. В прошлом году у нас было трудоустроено 97, 2 % выпускников. - То есть, за будущее воспитанников ВПУ №14 можно быть спокойным? - Судите сами. Они могут прийти к нам после 9-го класса, получить полное среднее образования, рабочую специальность и гарантированное рабочее место. Желающие остаются в училище и получают начальное высшее образование. Кто хочет учиться дальше, без экзаменов и тестирования поступает сразу на третий курс профильного вуза, на дневное или заочное отделение. И не надо будет тянуть с родителей деньги на учебу, самому можно заработать. У нас заключены договоры с Харьковским автодорожным университетом, Киевским национальным университетом транспорта, Донецким университетом торговли и экономики. Но, конечно, наш главный вуз – ДГМА. У нас налажены тесные и плодотворные контакты с руководством Академии. Мы делаем одно общее дело. Для будущего специалиста путь от простого к сложному – самый естественный и перспективный. Его прошли заместитель генерального директора по производству ПАО «НКМЗ» Виктор Кузенков, декан Киевского торгово-экономического университера Анатолий Бутко, лучший молодой станочник НКМЗ Павел Окунев и сотни других наших выпускников, которые сегодня успешно трудятся во многих сферах. - Михаил Григорьевич, недавно вы и старший мастер ВПУ №14 Лидия Крамаренко награждены медалью Макаренко. Кроме того, вы депутат горсовета, председатель постоянной депутатской комиссии, у вас звания Заслуженного работника образования Украины, Почетного гражданина города. Что для вас значат эти знаки общественного и профессионального признания? - Это, в первую очередь, дополнительные нагрузки и повышенная ответственность за то, чтобы мое училище и мой город были лучшими. Антонина НоткинаP. S. Как пишут местные печатные и Интернет-издания, «в одном из училищ города» директор в присутствии детей ударил женщину, старшего мастера. Мы попросили Михаила Куприкова дать оценку этому ЧП. - Педагог, директор, первое лицо училища не имеет никакого права поднимать на кого-то руку, кого-то оскорблять, нецензурно выражаться. Я не располагаю достоверной информацией, но если факты подтвердятся, такому человеку не место в учебном заведении и, тем более, на посту руководителя.
|
||
| ||
Найбільш читане
- Змінюємо правила гри або як облаштування інклюзивних ігрових майданчиків допомагає руйнувати бар’єри
- По місту в Краматорському районі росіяни вдарили трьома керованими авіабомбами
- Як вести бізнес попри кризу: п'ять порад для успіху від релокованої підприємиці з Донеччини
- ВИЙШОВ П’ЯТИЙ ВИПУСК ПОДКАСТА ВІД ДОНЕЦЬКОЇ ТПП "ПРО ФОРС-МАЖОР: НЕВІДОМІ ВИКЛИКИ АБО ЯК ДОВЕСТИ ОБСТАВИНИ НЕПЕРЕБОРНОЇ СИЛИ"
- У Краматорському районі згоріли редакція однієї з газет і друкарня
Останні народні новини
- Суперлюдяність в тренді! Сінево та Superhumans звітують про перші результати партнерства
- Коли голова правління ГО СГТ «Вітерець» виконає рішення суду?
- Відновлюємо чемпіонат України з кросмінтону
- Відновлюємо чемпіонат України з кросмінтону
- Безоплатний доступ до сучасної лабораторної діагностики кожному!
Даючи рекламу одночасно у дві газети - "Технополіс" и "Четвер", Ви заощаджуєте гроші, а реклама працює вдвічі ефективніше! Телефони відділу реклами:
(06264) 3-43-68
(06264) 3-57-44
050-855-05-12
Найкоментованіше
Опитування
Результати: 70
Погода у Краматорську
вологість:
тиск:
вітер: