«Весну на Заречной улице» раскрасили. Знаменитый фильм Марлена Хуциева, отмечающий нынешней зимой 55-летие, стал теперь цветным. По словам Хуциева, он сам руководил всем процессом колоризации и в итоге остался очень доволен результатом.
Ссылка в Одессу
«Весна на Заречной улице» — классика советского кинематографа. Причем картина эта прошла испытание временем. В книге «100 великих отечественных кинофильмов», изданной в 2005-м году, нашлось место и для замечательного произведения Марлена Мартыновича Хуциева. Но даже если бы «Весну на Заречной улице» забыли включить в почетный список, для нас это ничего бы не изменило — мы помним, как любило этот фильм старшее поколение, сами относимся к хуциевской картине с искренней симпатией. Да и молодым не грех бы знать, что была такая «Весна на Заречной улице». Режиссер Марлен Хуциев («Июльский дождь», «Мне 20 лет», «Послесловие») — легенда не только российского, но и украинского кино. По крайней мере, один из самых известных фильмов Хуциева — «Весна на Заречной улице» — связан с Украиной. Именно молодого Марлена Хуциева и такого же молодого Феликса Миронера, выпускников ВГИКа, пригласили в середине 50-х возрождать Одесскую киностудию. Тогда это даже не студия была, а кинофабрика. Но Хуциева и его друга знали по удачной практике в Одессе и Киеве, поэтому в них поверили. Хотя сам Хуциев шутит, что в Одессу их отправили в ссылку, как Пушкина. А оператором картины был Петр Тодоровский, ставший потом известным кинорежиссером, а также отцом не менее известного режиссера и продюсера Валерия Тодоровского. Началось-то все с одноактной пьесы о сталеварах. Но не производственная тематика оказалась главной в фильме. Зрителям была представлена оригинальная история любви по-советски, анализ нежного чувства, вспыхнувшего между сталеваром Сашей Савченко и преподавательницей школы рабочей молодежи Татьяной Сергеевной. Амурные дела между учителем и учеником на экране в те годы не очень приветствовались, но школа-то была не простая, а ШРМ, то есть школа рабочей молодежи — для взрослых, значит, нравственный момент был соблюден.
Рыбников – герой своего времени
Сейчас понимаешь, насколько точным был выбор обаятельного Николая Рыбникова на роль молодого сталевара Саши Савченко. Вроде и роста особого нет, и неуклюж, и внешность совсем не героическая — но зато какая лучезарная улыбка! Несмотря на то, что первые пробы были неудачными и актера предлагали заменить, режиссер поверил в артиста — и дело пошло. Рыбников на долгие годы стал символом поколения, легендой, национальным героем. Тогда практически не было на экранах смазливых мальчиков-однодневок, герои, если приходили, то всерьез и надолго. А вот учительницу Татьяну Сергеевну сыграла Нина Иванова. Она дебютировала в кино в 1944-м году («Жила-была девочка»), но, повзрослев, раздумала связывать свою судьбу с кинематографом — поступила в медицинский институт. Однако какой-то знакомый студент ВГИКа попросил ее сыграть в своей дипломной короткометражке — вот тут-то она и попалась на глаза Хуциеву. Поистине знаменитой стала прическа Ивановой в этом фильме. Запоминающийся завиток у виска нарекли локоном страсти. Съемки шли в Запорожье — там до сих пор уверены, что история любви сталевара и учительницы действительно случилась в их городе. Местные товарищи помогали деятелям кинематографа чем могли. Когда снимали эпизод, где электровоз въезжает в мартеновский цех, понадобилось осветить огромное помещение — и тогда сталевары по просьбе режиссера открыли все заслонки мартеновских печей, что по технологии строжайшим образом запрещено. Но как молодые рабочие могли отказать молодым киношникам? Даже погода была тогда с Хуциевым заодно. В эпизоде, когда учительница читает текст диктанта, за окном должен был идти снег. Но его и в помине не было, поэтому снарядили команду, которая должна была отправиться в Москву, а затем в Новосибирск специально для того, чтобы этот самый снег поймать и зафиксировать на пленку. Группа уехала — и тут же в Запорожье повалил совершенно потрясающий снег, так что проблема была решена моментально, все сняли достаточно быстро. Сегодня и тот снег вспоминается, и, конечно же, та знаменитая песня, что осталась с нами на года, — «Когда весна придет, не знаю…». Песня, в которой было вроде все — и любовь, и дружба, но не было строк, отражающих производственную тематику. Потом поэт Алексей Фатьянов придумал «ту заводскую проходную, что в люди вывела меня…» Эта песня стала гимном завода «Запорожсталь», а начальная мелодия фильма — позывными города Запорожье. Кстати, в музее завода есть специальный стенд «На съемках фильма «Весна на Заречной улице». А лестницу, на которой Саша Савченко признавался в любви своей учительнице, так и нарекли — лестница любви.
Ностальгия и возвращение
«Весна на Заречной улице» снималась два года, этап приемки у высокого строгого начальства прошла легко. Картина получила приз на фестивале молодежи и студентов в Москве. Фильм запомнился, стал знаменитым. Буквально сразу после премьеры многие фразы ушли в народ, а Николай Рыбников стал не просто популярным актером, а звездой кинематографа 50-х. Много лет спустя после выхода картины была снята ностальгическая документальная лента «Возвращение в весну», рассказывающая о том, как создавался любимый многими фильм. Судьбы Рыбникова и Ивановой — советских экранных пылко влюбленных — складывались в чем-то по-разному, а в чем-то одинаково. Иванова после выхода на экраны «Весны на Заречной улице» получала мешки писем. Ее бурный роман с Радомиром Василевским (он, как и Тодоровский, был оператором фильма) закончился свадьбой. Супруги переехали в Одессу, потом брак как-то странно распался, дальнейшая карьера в кино не сложилась, Нина Иванова работала ассистентом режиссера на Одесской киностудии, а потом и вовсе неожиданно вернулась к тому, с чего начинала, — устроилась работать медсестрой. А Николай Рыбников, присовокупив к «Весне» еще и «Высоту», взлетел в поднебесье популярности да к тому же женился на первой красавице советского кинематографа Алле Ларионовой. Он очень любил ее, долго добивался, но, добившись, не мог сказать, что нашел свое счастье. Ларионова порхала по жизни, количество ее поклонников не уменьшалось. В дальнейшем, снимаясь то часто, то редко, Рыбников ничего лучшего, чем в двух самых знаменитых своих картинах, не сыграл. В доме Ларионовой и Рыбникова всегда было много гостей, но это не избавляло некогда популярного артиста от ощущения одиночества и обиды на судьбу: хотелось сниматься, снова быть популярным и молодым… Николай Рыбников славился тем, что здорово консервировал помидоры. Последние закатал летом 1990 года. А в октябре этого же года Рыбников сходил в баню, выпил рюмку коньяку, лег спать и не проснулся. Не выдержало сердце (за несколько лет до этого актер перенес микроинсульт). Николай Рыбников не дожил до своего 60-летия полтора месяца. Один из самых главных героев советского кинематографа умер осенью, а на Заречной улице по-прежнему бушевала весна.
Подготовила Марина СИДЕЛЬНИКОВА
|