Если заезжать в Званивку, что в Донецкой области, со стороны Славянска, то справа будет виден большой и красивый греко-католический храм.
Он построен недавно.
Деньги на его строительство собирали всем селом. Внутри еще не закончены отделочные работы, но все равно чувствуется величие и значимость этого храма.
Служба в нем проходит на украинском языке.
Углубляясь в историю, узнаем, что до 1917 года на нынешней территории была Званивская волость. Званивка была зажиточным селом с земской больницей, школой, церковью. От той церкви до наших дней сохранился только фундамент. Недалеко от того места жители села построили новую православную церковь. Было это в начале 90-х годов. Правда, сначала это был просто шалаш из шифера. Своего священника не было, и отец Константин, который жил в другом городе, приезжал сюда и служил службу.
Среди жителей ходят легенды о том, что именно в этой церкви принял обряд крещения Всеволод Гаршин – известный писатель, автор сказки «Лягушка-путешественница». Еще одна легенда рассказывает о том, что в эту церковь приезжал царь Александр. Об этом событии говорит медная табличка, бережно хранящаяся в церкви. Из уст в уста передается история о том, как ее кто-то спрятал под могильной плитой на старом кладбище до хороших времен.
В 1951 году в рамках обмена территориями между СССР и Польшей всех жителей села Лисковатое, которое находилось в Карпатах, погрузили в товарные вагоны и вывезли на Донбасс. Их было много. Часть из них осталась в Званивке. Это были лемки и бойки.
Так началась еще одна история этого села.
Переселенцы из Карпат привезли на Донбасс свои традиции, свою культуру и свое театрализованное Рождественское действо – вертеп. На сегодняшний день в селе шесть вертепов. С тремя из них занимается семья Тымчаков. В прошлом году сын бывших переселенцев-лемков, Андрей Тымчак со своей женой Юлией, открыли творческую мастерскую и начали возрождать национальные традиции предков. Эту мастерскую посещают не только дети и молодежь, но и взрослое население села. Часто приезжают гости из других городов Донецкой области, ведь это единственное место, где можно посмотреть самый настоящий вертеп . - Мы хотим, чтобы наши дети гордились и любили свою малую родину, помнили о своей истории и своих корнях. Наша миссия в том, чтобы передать следующим поколениям достойную культуру, научное, экологичное и духовное наследие, - поделился своими мыслями Андрей Тымчак.
Творческая мастерская быстро стала популярной и в селе, и в области, а все желающие ее посетить уже не вмещаются на втором этаже жилого дома семьи Тымчаков. Поэтому, они решили во дворе сделать большой утепленный навес, и начали его строительство. Летом должно быть торжественное открытие нового лемко-центра в Званивке.
Со своим вертепом лемко-центр путешествует не только по Донецкой области. Ребята постоянно принимают участие в фестивалях Рождественских вертепов и украинской культуры «З країни в Україну», Благотворительных акциях, развивают сельский агро-бизнес и «зеленый» туризм в селах Бахмутского района.
Пока мы были в Званивке, мимо нас прошло несколько групп, переодетых в костюмы участников вертепа. Пролетело несколько ангелят, были ангелята и в храме. Званивское Рождество получилось очень ангельским и добрым. Участники вертепа переходили от дома к дому и показывали представление. Такое же представление увидели и мы. Перед началом участники вертепа спрашивают у хозяев разрешение, можно ли им начинать, рады ли им в этом доме.
После вертепа гостеприимная хозяйка пригласила всех за праздничный стол. На нем были и традиционные блюда, и блюдо, которое готовили и готовят лемки испокон веков к этому празднику. Это «голубці з бульми» (картошкой). Есть в этом блюде маленький кулинарный секрет. Голубцы поливаются сверху мачанкой (ударение на первом слоге), и только после этого подаются на стол. Мачанка – подливка, из лука, обжаренного на свежем подсолнечном масле с добавлением свежесобранной сметаны. Когда подливка готова, в нее добавляют соль и перец по вкусу. Любят в Званивке готовить и польский борщ (он белого цвета) без картошки и капусты.
|