Мошенничество столетия |
В прошлом номере «Технополис» опубликовал письмо нашего читателя Василя Скороводы «Мошенничество тысячелетия?». Сегодня предлогаем вашему вниманию ответ на него иерея Сергия Капитоненко, клирика Свято-Троицкого собора Краматорска, (УПЦ).
За годы неслыханных в истории гонений XX века Православная Церковь потеряла только убитыми более 200000 священнослужителей. Более полумиллиона священнослужителей были репрессированы. В СССР никогда не было такого числа служителей Церкви одновременно. Огромность этой цифры означает, что было выбито несколько поколений священников: когда на место арестованного служителя алтаря тотчас же становился другой: арестовали сельского священника, но храм не закрыли. Новый батюшка прослужил несколько лет – и приехал «черный воронок». Снова арестовали, и снова храм не закрыли. И так несколько раз. Александр Солженицын называет это «искусственным отбором», совершавшимся над русским народом: выбивание лучших, выживание худших…
И вот искалеченная Церковь обратилась к искалеченному народу. Тихо, полуслышно, без блеска шоу и без мишуры лозунговой риторики... Слишком тихо.
Мегафоны потребительского культа, поддержанные динамиками зарубежных сект, заглушили голос Нашей Церкви. Слабостью Церкви и невежеством людей решили воспользоваться зарубежные секты, в числе которых оказались и христиане-протестанты. Они не знают Православия, не любят его, и потому полны решимости его добить. То, что не успели сделать коммунисты, стараются довести до конца ино-родные миссионеры. Вслед за коммунистами они взращивают в русских людях отторжение от той духовной традиции, что тысячелетие вдохновляла все лучшее, что было в русской культуре и в русской истории.
Православие – это внутренняя проблема русского протестантизма. Это внутренняя боль (иногда осознаваемая, иногда лишь заглушаемая) практически каждого русского сектанта. Самим фактом своей жизни на земле Святой Руси он понуждается все время возвращаться к оправданию своего отказа от православия. Для этого он должен возобновлять в своем уме некоторый образ православия, достаточно негативный, чтобы внушать ему отталкивание.
Казалось бы, есть священная Библия, что еще нужно?! Читай, разбирайся там все написано. Но что мы видим? Сотни, тысячи различных «конфессий», «церквей», «сект», которые держат в своих руках одну и ту же Библию, но… понимают ее абсолютно по-разному! Баптис-ты, адвентисты, пятидесятники, харизматики, «церковь Христа» и т. д. смотрят в одну и ту же цитату и понимают ее различно, причем каждый, доказывая свою исключительную правоту.
И действительно, человеку, который не наслышан о Витгенштейне, Поппере и Гуссерле, трудно понять, что любой текст существует только в интерпретации, или, усилив акцент: текст вообще не существует без читающего. Все, чего ни коснется человек, он делает «своим», на все он налагает неизбежный отпечаток своего жизненного и духовного опыта, все понимает в свою меру, то есть, текст не существует без его интерпретации.
Итак, разные люди берутся за толкование Евангелия. Сектанты говорят, что они просто проповедуют Евангелие. Юноши из недавно возникших протестантских кружков заявляют, что им в Библии все понятно, тогда как даже апостол Петр признавал, что в посланиях апостола Павла «есть нечто неудобовразумительное» (2 Петр. 3, 16). Искушения Христа в пустыне показывают, сколь несамодостаточно Писание: диавол ведь искушает Его именно цитатами из Писания. И ап. Петр предупреждал: «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» (2 Петр. 1, 20).
Например: должен ли я вспоминать слова Христа «Будьте как птицы небесные», принимаясь за обед? Птицы небесные, как известно, не пользуются ножом и вилкой. Должен ли христианин клевать свой обед? Или же мне надо найти духовный, символический смысл этих слов?
А нужно ли непременно буквально исполнять все то, что предписано Писанием? «А ты, когда постишься, помажь голову твою» (Мф. 6, 17). Чем мажут свою голову протестанты, когда постятся? Древесным маслом, которое имел в виду Христос? Или они считают возможным заменить древние косметические средства современными и воспользоваться продукцией компании Procter and Gamblе? И вообще – действительно ли пост надо начинать с того, что помазать голову чем-нибудь блестящим? Или сектанты согласятся с толкованием, считающим, что смысл этого совета Спасителя вообще не имеет отношения к косметике и гигиене?
Искусство переиначивания смысла текста через тенденциозный подбор и расположение цитат из него известно давно. В эпоху поздней античности появился даже особый жанр «гомероцентонов»: желающие выдергивали из поэм Гомера отдельные строки и с их помощью составляли вполне негомеровские сюжеты. Из Вергилия некий Осидий Гета смастерил собственную трагедию «Медея». Соорудить внешне эффектный самодел из Библии тоже не составляет труда. Уже св. Ириней сравнивает еретиков с создателями гомероцентонов или с людьми, которые составляют образ собаки или лисы из кусочков мозаики, которая представляет царя (Против ересей, 1-9-4 и 1-8-1).
А потому еще в древности св. Иларий Пиктавийский сказал, что «Писание не в словах, а в понимании (scripturae enim non in legendo sunt, sed in intelligendo» – Константину Августу. 2, 9).
Значит, когда сектант говорит: «Такое-то мнение православных противоречит Библии», на самом деле он имеет в виду, что такое-то мнение православных противоречит его пониманию Библии. И прежде, чем торжествующе воскликнуть: «Так говорит Библия!», ему (как и любому человеку) стоит хотя бы на минутку задуматься: а точно ли так говорит именно Библия – может, так говорю всего-навсего я сам?
Как же выбрать интерпретацию, которая и исторически, и духовно была бы наиболее адекватна вере первых христианских общин? Кто лучше может интерпретировать Библию: Православная Церковь, которая существует вот уже 2000 лет от самого «дня рождения» Церкви Христовой – дня пятидесятницы и к которой принадлежат Иоанн Златоуст и Василий Великий, Федор Достоевский и Владимир Соловьев, или новоявленные секты, которым от роду 50-150 лет?
Причем даже не лютеране и не англикане – представители богословски и культурно наиболее развитых конфессий протестантского мира – приехали нас просвещать, а самые примитивные американские секты: если кто-то думает, что протестанты, приезжающие к нам сегодня, захватят с собою Карла Барта или Бультмана, Тиллиха или Мольтмана – они ошибаются. Билли Грэм («человек, отвечающий на все вопросы») – это их потолок.
Ярким примером «сектантского» насилия над текстом Библии является творение «бывшего православного» Василя Сковороды, который обвиняет Православие в абсолютном непонимании БИБЛИИ и даже в «мошенничестве»! Оставив без внимания его обвинения католической и евангелических церквей (ибо эти церкви к Православию они не имеют никакого отношения!), а также магические фразы: «Наверное…», «…можно предположить…», «Возможно…» , «…на ток-шоу Малахова сказали…», попытаемся рассмотреть конкретные приведенные «факты».
Факт № 1. «…платы за проведение определенных ритуалов, как-то: венчание, крещение, отпевание, освящение, как раз стопроцентно усматривается мошенничество. …Таким образом, получая плату за услуги или действия, заведомо не приносящие обещанного, священнослужители совершают деяния, полностью подпадающие под ч. 4 ст. 190 УК Украины».
Неправда, никакой платы за услуги Церковь не требует. В Биб-лии указана обязанность каждого верующего человека отдавать десятую часть своего дохода на нужды храма. За годы безбожия мы совсем забыли об этом, и поэтому если на вопрос «сколько стоит крещение?» вы услышите в ответ конкретную сумму, то Церковь не перестает объяснять, что это не цена таинства, а примерная сумма пожертвования, которая никак не фиксируется и по желанию самого человека может измениться. Православные храмы держатся только на свободных пожертвованиях людей.
Важнейшие таинства нашей церковной жизни – исповедь и причастие – всегда соверша-ются безо всяких «плат». Если у человека нет возможности внести надлежащую жертву за крестины, венчание или погребение – по церковным правилам священник обязан согласиться на совершенно безвозмездный труд.
В частности, Патриарх Алексий II при встречах с духовенством постоянно подчеркивал: в храмах не должно быть слов «цена», «стоимость», «плата».
Парадоксально, но чаще всего Православную Церковь обвиняют в «дороговизне» различные протестантские секты. Тут хочется заметить, что в большинстве протестантских общин существуют жестко определенные ежемесячные сборы – «церковная десятина». Нередко «десятина» понимается буквально – как требование передачи 10 процентов всех доходов в распоряжение пасторов. В ряде протестантских стран введен «церковный налог», который собирает государство (например, Германия и Скандинавские страны). Так что для обычного прихожанина быть православным все же менее «накладно», чем быть протестантом.
Утверждение «заведомо не приносящие обещанного» я оставлю на совести Василя, кото-рый, наверное, имеет какие-то веские доказательства этих слов, но скрывает их от нас…
Факт № 2. «В Евангелии от Луки 19:45 говорится: «Войдя в храм, он (Иисус) стал выгонять тех, кто занимался там торговлей. Он говорил им: «Написано: И мой дом будет домом молитвы, а вы превратили его в пристанище разбойников». (То же – в Матфея 21:13 и Марка 11:17). В храме Бога не должно ничего продаваться!!! А сколько всего в церквях продается?».
Господь, войдя в храм, изгнал всех продающих животных, голубей, всех меняльщиков денег. В Православном храме торговля запрещена: «Никто не должен внутри священных оград корчемницу, или различныя снеди поставлять, или иныя купли производить, сохраняя благоговение к церквам. …Посему, если кто обличен в реченом преступлении: да будет отлучен». (76 правило, 6-го Вселенского собора).
Действительно, при храмах есть «церковные лавки», где можно приобрести свечу, крестик или иконку, но мы не видим в этом акта купли-продажи. Человек может ходить в храм и жить церковной жизнью, не внося в церковную кассу вообще ни копейки. «Свечной ящик» – это не бизнес, а возможность прихожанина принести свою лепту, свое пожертвование на храм. И потому мы не считаем, что наличие «свечного ящика» у храма нарушает Евангельскую заповедь или Налоговый кодекс.
Факт № 3. «Свечки продаются одни «за здравие», другие – «за упокой». Для чего это делается? Что это может дать? Какую пользу? Священники мотивируют продажу свечек: «За здравие – помогает тем, кто еще жив, а за упокой – тем, кто умер».
Неправда. Вот, чему учит Церковь и священники: «Свеча церковная – символ молитвы верующего человека и жертва на храм. Своим горением пред иконой являет теплоту любви ко Господу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь».
Факт № 4. «Священники делают себя посредниками между людьми и Богом, а Бог им такого права не давал…».
Неправда. В Ветхом Завете Священник неразрывно связан со святилищем. Как хранитель ковчега Завета в древние времена (1 Цар 1-4; 2 Цар 15.24-29) он принимал верных в доме Господа (1 Цар 1), возглавляя богослужения на народных праздниках (Лев 23.11,20). Его главным делом было жертвоприношение, в чем выражалась в полной мере его роль посредника; он представлял Богу приношение Его верных, которым, в свою очередь, передавал благословение Божие.
В Новом Завете: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» Иоанна (20, 21-23).
Ориген (2-3 век): «Тот, кто получил дуновение от Иисуса, как Апостолы, такой человек отпускает такие грехи, которые отпустил бы Сам Бог, и удерживает неисцелимые грехи».
Факт № 5. «…эти иконы продаются не как обычные картинки, а как имеющие особые свойства, несмотря на то, что их быть не может согласно Библии. …В Библии говорится, что изготовленные человеком предметы не только не могут людям дать защиту, они сами себя не в силах защитить. Попросту – бесполезны».
Неправда. Вот примеры, опровергающие этот факт «Сделай из золота двух херувимов: чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки <...> там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкой, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения» (Исх. 25, 18, 22).
Господь повелел Моисею сделать медного змия и повесить его на знамя. И кто из ужаленных смотрел с верою на медного змия, тот оставался жив. (Числ. 21, 8-9).
Почитая икону, православный почитает не дерево и краску, которой она написана, а содержание иконы, то лицо, которое на ней изображено. По учению Церкви «от образа восходим к первообразу». На VII-ом Никейском Соборе было определено «употреблять в Церквах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествовать их поклонением (но не таким, какое прилично Богу), целованием, возжжением пред ними светильников и фимиамов. Ибо честь, воздаваемая к образу, переходит к первообразу.
Итак, мы видим, что истинной целью новоявленных «миссионеров» является не проповедь Слова Божия, а борьба против Православия, причем не стесняясь никаких методов. Вот он сладкий сон сектанта: «Прошу передать в Следственный Комитет при Генеральной Прокуратуре Украины и вынести Постановление о запрете деятельности православной церкви» (и тут Василь переборщил – не существует никакого «Следственного Комитета при Генеральной Прокуратуре Украины»!).
Православная мысль глубже, человечнее, живее протестантской. Протестанты способны лишь к заочной критике православия. Оглушить прихожанку, действительно не знающую ни Библии, ни православия, они еще могут. А вот оправдать свои нападки на православие перед лицом действительно православного богословия – нет. А, значит, люди, которым дорого Православие, которым дорога Родина, должны освоить сокровище православной мысли, – не издалека знать о нем и отстраненно им любоваться, а самим войти в него, как минимум, – познакомиться с ним.
P. S. Все-таки, если честно, одна мысль Василя мне понравилась: «Сегодня есть повод многим людям задуматься, и, чтобы не быть жертвами мошенников, самим убедиться в достоверности приведенных данных».
|
||
| ||
Найбільш читане
- Якщо шукаєш – знайдеш, прагнеш – здобудеш! Релокована тренерка-реабілітологіня з Харкова впроваджує свій досвід на Франківщині (ФОТО)
- Оптимістична трагедія, або Історія одного релокованого бізнесу
- ДОНЕЦЬКА ТПП ПРОПОНУЄ ПОРИНУТИ У СВІТ ГРАНТОВОГО МЕНЕДЖМЕНТУ
- ЗАПРОШУЄМО У СВІТ ШТУЧНОГО ІНТЕЛЕКТУ! СЛУХАЙТЕ НОВИЙ ПОДКАСТ ВІД ДОНЕЦЬКОЇ ТПП
- Ворог намагається прорвати оборону - у Краматорському районі почастішали обстріли Лиманської громади
Останні народні новини
Вигідна пропозиція щодо розміщення реклами.
Даючи рекламу одночасно у дві газети - "Технополіс" и "Четвер", Ви заощаджуєте гроші, а реклама працює вдвічі ефективніше! Телефони відділу реклами:
(06264) 3-43-68
(06264) 3-57-44
050-855-05-12
Даючи рекламу одночасно у дві газети - "Технополіс" и "Четвер", Ви заощаджуєте гроші, а реклама працює вдвічі ефективніше! Телефони відділу реклами:
(06264) 3-43-68
(06264) 3-57-44
050-855-05-12
Найкоментованіше
Опитування
Чи є зараз, на Ваш погляд, сенс у переговорах з росіянами?
Результати: 70
Ні. Перемовини після нашої перемоги - 64.3%
Так. Перемовини допоможуть вирішити конфлікт - 35.7%
Результати: 70
Погода у Краматорську
вологість:
тиск:
вітер:
Коментарі
Есть за что Вас похвалить.Хотя бы за то,что ответили как считаете,полага ю-откровенно.Также за то,что хотя то,что я написал,у многих,причисля ющих себя к православным только потому,что их когда-то "бабушка младенцем покрестила в церкви",но они ничего о Библии не знают,вызвало бы гнев и ярость,Вы были корректны в высказываниях.Конечно,иногда люди "сладко стелят"и в настоящее время мы можем наблюдать как людям больше нравится слушать лесть,чем здравые учения (2Тимофею 4:3),но к Вам пусть это не относится.Небольшая неточность Следственный комитет или Следственное управление не важно,так же как и то,что Православная церковь не существует 2000лет...Может быть Иисус,апостолы Пётр,Иоанн,Паве л или другие ученики Иисуса,будучи иудеями,решили создать православную церковь?При этом создать новое учение,отличное от уже имеющихся библейских учений?
Если в Православной церкви (далее "ПЦ")могут сказать,что у Бога нет имени или у него их много, не наводят ли на мысль о том,что у Бога должно быть имя множество стихов из Библии, таких как: "Каждый,кто призывает имя Бога (Иеговы),спасёт ся" -Деяния 2:21,Римлянам 10:13,Иоиль 2:32?
У меня нет цели вести спор с Вами,господин Капитоненко,я не вношу "своего понимания" Библии. Просто обращаю внимание на те вопросы,которые невозможно трактовать иначе.Если во времена Иисуса священники-иудеи- религии,единств енной,которую Бог считал истинной,могли не понимать Закона Бога-Библии,не можете Вы допустить мысли о том,что неправильно понимаете Библию?
Может так быть,что "ПЦ" в целом делает много хороших дел,но не тех,какие Бог ожидает?Подумайте над одним примером:
Многие церкви на самом деле делают добрые дела,но не делают ИМЕННО того,что Бог Иегова поручил,что более важно для людей.
Господин Капитоненко,есл и у Вас есть желание узнать Библию без двуякого трактования,и нет глупой гордости (ибо только один вид гордости Библия не осуждает),может е мне сообщить об этом на E-Mail: s.vasylmail.ru