Соседний Славянск любит попадать в эфиры центральных каналов. И по-плохому поводу, и по-хорошему. Сегодня – только о хорошем. Прошлым летом славянская семья из Высокоивановки приняла участие в проекте «Депутат без мандата». («ТЕХНОПОЛИС» писал об этом в № 1 от 5-го января 2011 года). Как оказалось, тогда же началась телеистория еще одного героя из Славянска. Только популярным он стал не волею случая, а исключительно благодаря своей уникальной мастеровитости. Знакомьтесь, Анатолий Назаров. Человек, которого знают на ТРК «Украина», на «Новом канале», ICTV.
Яви нам чудо!
Петрович – краснодеревщик «высокой пробы». Он делает то, что до него никто не делал (во всяком случае, в Интернете мы найти не смогли). Он собирает из дерева мозаику, «рисует» картины и иконы. Из крохотных модулей (кубики дерева) он творит красоту, от которой трудно оторвать взгляд. С порога его мастерской всех встречает огромная икона – Спас нерукотворный. Размер – 1,2х1,2 м. Использовано 12 пород дерева: груша, яблоня, черешня, канадский клен, экзотический махагони. Только ореха – 5 оттенков. Иисус на иконе – удивительно родной, с мягким теплым взглядом. Все время, пока я была в мастерской, слушала Анатолия Петровича, косилась на его первую работу. Манит… Манит, понятное дело, не только меня. Десятки посетителей, гостей были в этой мастерской, у этой иконы. Кто-то просто ахал, всматриваясь в лик. Кто-то настойчиво просил продать. Начальник одной из тюрем неплохие деньги предлагал. Но Петрович все время находит поводы, чтобы не расстаться с работой, которая не просто проба, старт в его творчестве, а в самом деле – часть жизни, часть души. И продавать ее очень не хочется… Хотя и верит, что когда-нибудь эта икона украсит церковь или музей. Когда-нибудь… А пока мастер заканчивает еще один шедевр – Святое семейство, размером 1,67х1,67 м. В этой работе использованы более 30 пород деревьев и редчайший метод окраски древесины – сквозное морение под давлением. После которого дерево получает необходимый цвет на века; со временем необходимо только отреставрировать верхний слой, под которым – все тот же оттенок. Вся икона – монолитна, без единого видимого шва, хотя использовано 41625 кубиков дерева! Этой работой уже заинтересовалось украинское представительство Книги рекордов Гиннеса. Чтобы достойно ее представить, Петровичу не хватает малости – достойного обрамления, оклада.
Дело –не для кошелька, а для души
У Анатолия Петровича была бурная трудовая деятельность. На одном месте долго он не мог работать. Раньше, при Союзе, это не приветствовалось, а во всем цивилизованном обществе считается признаком неординарности, активной жизненной позиции, тяги к поиску. Назаров был электриком, слесарем-сборщиком; ездил на Север вахтовым методом, в перестроечные годы клепал жестяные крышки для банок, шил ондатровые шапки. И все время понимал – не то, не то… Так прошла большая часть жизни. А неудовлетворенность собой, поиски чего-то не давали покоя. Пока не привели к неожиданному ремеслу – работе с деревом. Однажды увидел, как мастера из Абхазии укладывали паркет у одного славянского «крутого». И что-то внутри екнуло. Видимо, заработала, наконец, наследственность, гены. У Анатолия один старший брат – плотник, другой – художник. Вот в младшем это все и соединилось. Начал Петрович с паркета, с эксклюзивных изделий. Паркет – не простой, не обычная, принятая в наших краях шотландская клетка. Он делает каждую паркетинку из разных пород, подбирая оттенки, рисунки. Для этого собрал целый мини-цех из уникальных, вручную сделанных станков. Вот когда пригодилось его заводское прошлое, его опыт сборщика, слесаря, электрика! Петрович начал делать свой уникальный паркет, но для маленькой провинции такие заказы были редкостью. У нас же верх стремления – хороший ламинат… Но и сам Назаров чувствовал, что снова не хватает ему чего-то для души. Для неспокойной его души, мечтающей о большем, чем дворцовый паркет. И однажды, после знакомства со священником из Макеевки, у Петровича появилась в мастерской репродукция иконы «Спас нерукотворный», с которой он и начал деревом «писать» свою первую работу. После этого его мастерская ожила. Ремесло соединилось с творчеством. Петрович нашел то, что искал всю жизнь… Меня всегда восхищают в таких людях их неуемная страсть к делу, их энергия. Петровичу – за шестьдесят. Казалось бы, живи, как все пенсионеры – размеренно, без всяких ТВ-проектов, жди пенсию и внуков. Но вот именно такие люди всегда прославляли народ, поражая мастеровитостью, талантами – от подкованной блохи до великих изобретений, великолепных храмов. Одна только мечта есть теперь у Анатолия Петровича. Нет, не о победе в телепроекте «Чудо-люди». (Хотя он к ней стремится и показать свои работы стране планирует). А по-настоящему мечтает славянский мастер продолжить свое дело в сыновьях. «Они у меня толковые, – говорит мастер. – Наследственность наша – Назаровская. Верю, что она обязательно проявится, и мы еще удивим Украину».
Марина СИДЕЛЬНИКОВА,фото автора
|