Наша береста завоевала Японию и Корею |
Берестяные произведения краматорчанок Клары Бобровой и Марины Степанюк заняли первые места на двух международных конкурсах, которые параллельно проходили в Южной Корее. Масштабность этой победы поможет оценить одна цифра: наши мастера признаны лучшими среди 13 тысяч конкурсантов со всех континентов. Школа флористики
Таинственным березовым миром Клара Боброва заинтересовалась давно. Сама научилась создавать плоские картины, используя вместо красок пластинки бересты. Подобную технику аппликации она не встречала ни в Донецке, ни в Москве, где часто бывала на выставках декоративно-прикладного искусства. Несколько работ, выполненных в этой необычной технике, в 1999-м году Клара Александровна рискнула отправить в Японию, на международный конкурс прессованной флористики. Их могли и отторгнуть, ведь в стране Восходящего Солнца больше распространены композиции, сделанные из сухих листьев и цветов. Но первая же попытка принесла успех: работа Бобровой заняла на конкурсе третье место.
К тому времени она работала в Краматорском экономико-гуманитарном институте, преподавала историю философии и формальную логику. Здесь же организовала свою первую персональную выставку. Искреннее восхищение коллег, студентов, гостей КЭГИ, в том числе из Англии, США, Китая, вдохновило ее на новые творческие поиски. А ректор Ли Цзегао предложил открыть при институте школу флористики.
В 2000-м году Клара Боброва и мастер-флорист Элеонора Кузьмина набрали первых учеников и приступили к работе в этой школе. Занятия сочетались с выездами в Святогорск. Лес, луга, живописные горы, царственный Донец дарили массу положительных эмоций и сюжетов. Попутно флористы собирали природный материал для будущих картин.
Курс обучения в школе прошли около 70 человек. Семеро из них продолжают заниматься флористикой и после выпуска. По словам Клары Александровны, это открытые, добродушные, настроенные на позитив люди. Бывали ученики и другого склада, но они недолго держались в поле притяжения бересты. Наверное, этот солнечный материал плохо действует на завистников и интриганов.
Мастерство воспитанников Бобровой и Кузьминой неоднократно отмечалось на международном уровне. Призерами конкурсов в Японии становились Ирина Сорокина, Валерий Суббота, Ирина Тарасенко, Любовь Гырлина. И, практически ежегодно, Марина Степанюк. Но о ней речь впереди.
Японский мастер-класс
В конце концов, любознательные японцы решили выяснить, в чем секрет победного творческого нашествия краматорчан. В 2006-м году Клару Боброву пригласили в Токио для проведения мастер-классов. Предварительно организаторы в переписке по Интернету въедливо уточнили все детали поездки, вплоть до того, какие блюда гостья выберет на завтрак и в каких тонах должна быть выдержана рабочая площадка, в светлых или темных. «Все равно», – терпеливо отстукивала Клара Александровна. «А все-таки, какой цвет предпочтительнее?», – не отставали японцы.
Чтобы вести переписку, Боброва в шестьдесят лет взяла первый урок английского языка. В Японии на семинарах ее сопровождал русско-японский переводчик. В остальное время с английского на японский переводила женщина-гид. Без них краматорчанка была бы беспомощной: не только язык – там все другое.
Первое, что бросается в глаза, вспоминает Клара Александровна, – это обезоруживающая вежливость и чистота, близкая к стерильности. К примеру, сидения такси обтянуты белыми чехлами, на водителях – белоснежные рубашки и такие же перчатки.
Трудно было не заметить и тесноту, характерную для таких мегаполисов, как Токио. Не имея возможности расширяться, он растет ввысь и вглубь. Метро у них – огромный подземный город, где рельсы проложены в три уровня, миллионы пассажиров ежедневно перемещаются в поездах и лифтах. Непривычному человеку кажется, что он попал в преисподнюю. Но психика японцев спокойно выдерживает непомерные нагрузки перенаселенности и даже позволяет им занимать первые позиции в списке долгожителей планеты. Они объясняют этот факт сбалансированным питанием, в котором ведущее место занимают морепродукты.
Еще одна характерная черта местных жителей – невероятная трудовая активность и дисциплина. В том же алгоритме была построена и программа визита Бобровой, из которого организаторы выжали все, что можно и что нельзя. Когда Клара Александровна, «бездыханная», по ее выражению, возвращалась после мастер-класса в гостиницу, с надеждой отдохнуть часик-другой перед очередным мероприятием, тут же раздавалось вежливое «тук-тук». На пороге возникала гид и с милой улыбкой предлагала сделать для них «маленькую картинку». Боброва, человек воспитанный, интеллигентный, безотказно бралась за инструменты, а японка на камеру фиксировала все этапы работы. На экскурсии и развлечения уже не хватало ни сил, ни времени.
Конечно, пытливые хозяева многое почерпнули из опыта нашей соотечественницы. Но никакая камера, даже непревзойденного японского качества, не способна уловить тайну, разделяющую талант и ремесленничество. Очевидно, потому работы Клары Бобровой на недавних конкурсах в Южной Корее вновь лидировали. Ее картина «Дом, в котором живет время» заняла второе место. Специальными призами отмечены композиции «Мистерия» и «Загадочный мир березы».
Берестяная гармония
Южнокорейские высоты покорились и ученице Бобровой, Марине Степанюк. Более того, в данном случае она превзошла наставницу, а это высшая награда для настоящего учителя. Первые и вторые места завоевали три работы Марины. Над натюрмортом из бересты «Все для тебя» размером 90х80 см она трудилась полгода. Сюжет – розы на столе, покрытом скатертью, – ей подсказала вышивка из бабушкиного сундука. Девушка в подсолнухах, изображенная на картине «Жизнь прекрасна», получила «золото». «Серебром» отмечена абстракция в стиле гобелена «Кувшины жизни», также впечатляющего размера – 120х83 см.
Оформлял работы Валерий Суббота. А на предприятии «Донмет» (директор Владимир Сергиенко) в качестве спонсорской помощи картины так тщательно упаковали, что они без ущерба одолели тысячи километров пути до Кореи.
Марина Степанюк окончила Харьковский политехнический институт по специальности «инженер-механик». Занимается частным предпринимательством, вместе с мужем воспитывает сына и дочь. И не представляет свою жизнь без творчества. Все началось десять лет назад, когда она случайно попала на выставку Клары Бобровой и приобрела одну картину. Смотрела, смотрела на нее, и самой захотелось сделать нечто подобное. Это желание привело ее в школу флористики.
Теперь Марина готова посвящать бересте гимны и оды. Материал экологически чистый, не выгорает и не выцветает. Бесконечно разнообразные краски бересты не «кричат», не раздражают. К тому же она имеет свойство отдавать накопленную энергию солнца и ветра, силу земли и тепло рук мастера. Вот почему эти картины не прячут под лаком, стеклом или пластиком.
Берестяная живопись для Марины Степанюк – не просто хобби, а отдушина, медитация, способ достижения физической и душевной гармонии. Когда она сидит за рабочим столом, время и пространство будто исчезают. Как одно мгновение, пролетают и пятичасовые прогулки по лесу.
— Мы живем среди такой красоты и не ценим ее, – говорит Марина. – Просто преступление, когда народ, выбравшись на природу, отравляет лес мусором, вырывает редкие цветы, швыряет горящие окурки. Выйти из шикарного джипа, одернуть дорогой костюм, вытереть лаковые туфли салфеткой и тут же бросить ее на землю – вот, к сожалению, типичный образчик нашего менталитета.
Первая персональная выставка Марины Степанюк состоялась в городском Художественном музее в 2005-м году. Затем два года вместе с Элеонорой Кузьминой она вела школу флористики. В прошлом году ее приняли в гильдию флористов Южной Кореи. А буквально на днях, 19-го апреля, в Донецком творческом объединении художников и народных умельцев Марину утвердили в звании «Мастер современного декоративно-прикладного искусства».
В ближайших планах мастера – открытие собственной школы флористики. Отдел культуры выделил под этот проект помещение в здании Школы искусств №1. Так что волшебная береста продолжает собирать таланты и творческую энергию, чтобы потом отдавать ее людям.
Антонина Ноткина, фото автора
|
||
| ||
Найбільш читане
- ВИЙШОВ П’ЯТИЙ ВИПУСК ПОДКАСТА ВІД ДОНЕЦЬКОЇ ТПП "ПРО ФОРС-МАЖОР: НЕВІДОМІ ВИКЛИКИ АБО ЯК ДОВЕСТИ ОБСТАВИНИ НЕПЕРЕБОРНОЇ СИЛИ"
- ЗАПРОШУЄМО ПРОСЛУХАТИ НОВИЙ ЕПІЗОД ПОДКАСТА ДОНЕЦЬКОЇ ТПП "ШВИДШЕ, ЕФЕКТИВНІШЕ, УСПІШНІШЕ: ІНСТРУМЕНТИ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТУ ДЛЯ БІЗНЕСУ"
- ПОГЛИБЛЕНІ ІНСАЙТИ, НЕВИЧЕРПНІ МОЖЛИВОСТІ DONETSKCCI_PODCAST - НОВИЙ ІНСТРУМЕНТ ОСВІТЛЕННЯ ДІЯЛЬНОСТІ СИСТЕМИ
- Змінюємо правила гри або як облаштування інклюзивних ігрових майданчиків допомагає руйнувати бар’єри
- По місту в Краматорському районі росіяни вдарили трьома керованими авіабомбами
Останні народні новини
- Суперлюдяність в тренді! Сінево та Superhumans звітують про перші результати партнерства
- Коли голова правління ГО СГТ «Вітерець» виконає рішення суду?
- Відновлюємо чемпіонат України з кросмінтону
- Відновлюємо чемпіонат України з кросмінтону
- Безоплатний доступ до сучасної лабораторної діагностики кожному!
Вигідна пропозиція щодо розміщення реклами.
Даючи рекламу одночасно у дві газети - "Технополіс" и "Четвер", Ви заощаджуєте гроші, а реклама працює вдвічі ефективніше! Телефони відділу реклами:
(06264) 3-43-68
(06264) 3-57-44
050-855-05-12
Даючи рекламу одночасно у дві газети - "Технополіс" и "Четвер", Ви заощаджуєте гроші, а реклама працює вдвічі ефективніше! Телефони відділу реклами:
(06264) 3-43-68
(06264) 3-57-44
050-855-05-12
Найкоментованіше
Опитування
Чи є зараз, на Ваш погляд, сенс у переговорах з росіянами?
Результати: 70
Ні. Перемовини після нашої перемоги - 64.3%
Так. Перемовини допоможуть вирішити конфлікт - 35.7%
Результати: 70
Погода у Краматорську
вологість:
тиск:
вітер: