Владимир Семенович – очень яркая краска в палитре |
Сколько бы сегодня ни рассказывали молодым, кем был Владимир Высоцкий для поколения 60-80-х годов прошлого века, они никогда не смогут этого понять, даже если очень захотят. Да, уважительно качнут головой, услышав, что в нынешнем январе Высоцкому исполнилось бы 75 лет, да, поверят на слово, что это был «крутой парень», но всего значения, всей загадки Высоцкого не поймут. Оно и понятно, ведь это было в прошлом веке. Плохо, если вспомнятся только сплетни — грешил, бузил, баловался наркотиками…
Те, кто наблюдал первые шаги Высоцкого в кино и театре, разве могли предположить, что он станет образом, явлением, иконой? Щупленький молодой человек, который серо начинал в третьеразрядных театрах и снимался в случайных картинах. Каким образом совершилось волшебное превращение?
Конечно, большое значение — Таганка, театр на Таганке и вся шумная таганковская компания, которая приковывала к себе внимание всей страны и позволяла себе говорить и делать на сцене то, что не позволялось многим другим. Но и в Таганке поначалу Высоцкий не ходил в «основателях», его попросту не было среди студентов того курса и того педагога Юрия Любимова, с которого и начиналась Таганка. Только позднее он засверкал на сцене этого театра, его уникальный голос был расслышан публикой, услышан народом. Но до этого в театре был другой лидер — Николай Губенко, и только после того, как он покинул театр, предпочтя кино, наступил час Высоцкого.
Может быть, все это — необычный голос, непременная гитара, острота ума, ирония и мощнейшая харизма — было дано Высоцкому в компенсацию за его совершенно негероическую внешность. И прежде всего Высоцкий пришел к нам в песнях, пришел как поэт, автор и исполнитель. Сегодня многие хорошие артисты исполняют песни Высоцкого и песни теряют при этом не половину своей прелести, а гораздо больше. Только он сам мог спеть так, как надо, будучи бесспорен и в лирической стихии, и в сатирической. Странно — официальных записей Высоцкого поначалу не было, тексты и ноты его не издавались, но полуподпольных записей на бобинных магнитофонах и многочисленных передач из уст в уста вполне хватало. Действительно, это было типичное устное народное творчество, устное «высоцкое» творчество.
И в кино очень долго Владимир Высоцкий был для нас загадкой. Мы очень долго знали его лишь по «Вертикали», которая отнюдь не была шедевром. Высоцкий был там с бородой и пел песню «Если друг оказался вдруг…». Песня, конечно, была колоритной, но как жаль, что не дошла до нас вовремя «Интервенция» Геннадия Полоки — фильм, необычный и по стилистике, и тем, что Высоцкий, наконец-то, сыграл в нем главную роль, главную роль без всяких «но», да какую — роль революционера-подпольщика Бродского. В этой работе был виден неоднозначный Высоцкий — возмужавший, достаточно разный, представивший уважаемой публике не схему, а живой характер, не большевистскую мумию, а живого человека.
В принципе, Высоцкому было все равно, на чьей стороне этот его живой человек.
Его белогвардейский поручик Брусенцов из картины «Служили два товарища» был ничем не мельче Бродского, и в праве на драму ни режиссер, ни Высоцкий герою не отказывали. А щемящая финальная сцена с боевым конем и вовсе стала кинематографической хрестоматией.
Можно, конечно, рассуждать о том, что мог Высоцкий сыграть, да не сыграл (не сыграл, кстати, не только из-за придирок и перестраховки кинематографического начальства, но и из-за собственной необязательности и гусарского разгильдяйства). Но лучше говорить о том, что он сыграл.
Жорж Бенгальский в «Опасных гастролях» — разновидность Бродского из «Интервенции», брат-близнец. А вот «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» вызывал улыбки. Из-за перепачканной физиономии предка поэта Пушкина недвусмысленно выглядывал другой поэт, наш, современный — Владимир Высоцкий, которому явно тесно было в исторических костюмах и в правильном образе Ибрагима Ганнибала.
Зато где он вовсю развернулся, так это в роли Глеба Жеглова в сериале «Место встречи изменить нельзя». Каждый раз чувствуешь, что царит в пятисерийном фильме именно Высоцкий, подмявший под себя и режиссера, и Владимира Конкина — Шарапова, и всех остальных (или почти всех, кроме Сергея Юрского, Евгения Евстигнеева, Виктора Павлова…).
Глобального спора между Жегловым и Шараповым не получилось — «плохой» Жеглов выигрывал сразу же за явным преимуществом, а «хороший» Шарапов выглядел непозволительным размазней.
Именно после бесспорной победы в роли Жеглова Высоцкий мог вздохнуть полной грудью. Его уже невозможно было «не пущать» на экраны. Жаль, что после Жеглова он сыграл, по существу, только одну заметную роль — Дон Гуана в «Маленьких трагедиях» Михаила Швейцера… Трагедии были маленькими, да и сам Гуан был невысокого роста, но это не останавливало ни Лауру, ни донну Анну, потому что все остальное было при нем (разве что не хватало гитары вместо шпаги или вместе со шпагой). Да и в жизни ни Марина Влади, ни многие другие представительницы прекрасного пола не могли устоять перед безбрежным обаянием «всенародного Володи».
Не будь Высоцкого, никогда не было бы у Любимова его знаменитого «Гамлета». Ни Леонид Филатов, ни Валерий Золотухин никогда бы не сыграли принца датского так, как его сыграл Высоцкий, а Высоцкий играл в каждой роли самого себя — и этим был неповторим и сверхубедителен. Любимов прекрасно понимал, что Таганка во многом держится на Высоцком, поэтому и прощал Владимиру все его «полеты во сне и наяву» — многочисленные срывы спектаклей, алкоголь и наркотики, высокомерие и спесь. Неслучайно агония театра на Таганке началась, по существу, не с эмиграции Любимова, а раньше — со смерти Владимира Высоцкого.
Высоцкий вообще был личностью при всех своих слабостях, заблуждениях, болезнях, понтах, кожаных плащах и «Мерседесах», личностью на фоне дефицита этих самых личностей во все времена — и в этом его ценность и значение. В дни его 75-летия хочется уверенно сказать: он не символ, не трибун, не бунтарь, не икона. Все многолетние кликушества по его поводу, все многочисленные подражатели типа Никиты Джигурды, все клятвы в верности заветам поэта и актера — наносное. Владимир Высоцкий был просто очень яркой краской в палитре жизни. Без него скучно и пусто.
|
||
| ||
Найбільш читане
- По місту в Краматорському районі росіяни вдарили трьома керованими авіабомбами
- На Черкащині вбито 17-річного студента із Краматорська
- ВИЙШОВ П’ЯТИЙ ВИПУСК ПОДКАСТА ВІД ДОНЕЦЬКОЇ ТПП "ПРО ФОРС-МАЖОР: НЕВІДОМІ ВИКЛИКИ АБО ЯК ДОВЕСТИ ОБСТАВИНИ НЕПЕРЕБОРНОЇ СИЛИ"
- У Краматорському районі зі знищеного будинку евакуювали родину з 97-річним мешканцем (ВІДЕО)
- Росіяни обстріляли п'ять населених пунктів Краматорського району - є загиблі й поранені
Останні народні новини
- Суперлюдяність в тренді! Сінево та Superhumans звітують про перші результати партнерства
- Коли голова правління ГО СГТ «Вітерець» виконає рішення суду?
- Відновлюємо чемпіонат України з кросмінтону
- Відновлюємо чемпіонат України з кросмінтону
- Безоплатний доступ до сучасної лабораторної діагностики кожному!
Вигідна пропозиція щодо розміщення реклами.
Даючи рекламу одночасно у дві газети - "Технополіс" и "Четвер", Ви заощаджуєте гроші, а реклама працює вдвічі ефективніше! Телефони відділу реклами:
(06264) 3-43-68
(06264) 3-57-44
050-855-05-12
Даючи рекламу одночасно у дві газети - "Технополіс" и "Четвер", Ви заощаджуєте гроші, а реклама працює вдвічі ефективніше! Телефони відділу реклами:
(06264) 3-43-68
(06264) 3-57-44
050-855-05-12
Найкоментованіше
Опитування
Чи є зараз, на Ваш погляд, сенс у переговорах з росіянами?
Результати: 70
Ні. Перемовини після нашої перемоги - 64.3%
Так. Перемовини допоможуть вирішити конфлікт - 35.7%
Результати: 70
Погода у Краматорську
вологість:
тиск:
вітер: