Глава Донецкой ОВГА Павел Жебривский высказал намерение присвоить парку Пушкина имя Конрада Гампера.
В частности, издание "Восточный проект" сообщает об этом следующее (дословно):
- Парку Пушкина в Краматорске хотим присвоить имя Конрада Гампера, основателя машиностроительных заводов, - отметил Жебривский. - Ничего не имеем против Александра Сергеевича, впрочем, что он сделал для Краматорска? А вклад Гампера в историю этого города огромен. Все должно быть исполнено смыслом. Правдивым. Исторически обоснованным. Разрушение совка - ключевая наша цель, она должна пройти через наше сознание, через нашу душу.
Похоже, что, проходя через сознание самого Жебривского, "разрушение совка" зацепило его здравый смысл.
Какое отношение к "совку" имеет Пушкин, которого не стало еще до того, как родился Гампер, т.е. до 1846 года, вопрос, конечно, интересный и наверняка "исторически обоснованный".
Если исходить из "исторически обоснованного смысла" и считать, что Краматорск своим существованием обязан Гамперу, то можно и сам Краматорск переименовать в Конрадск, например. Можно назвать заводы именем Конрада Гампера. Чтобы не путаться в заводах после переименования один можно назвать Новогамперовский, другой - Старогамперовский, третий имени Ульриховича (отчество Конрада Гампера) по аналогии с мариупольским - имени Ильича. Собственно "вотчину" Гампера - заводы - именем Пушкина никто и не называл.
Если исходить из того, что сделал Пушкин для Краматорска, то впору задаться вопросом, а что сделал Шевченко для Краматорска? Оба - и Пушкин, и Шевченко - родились в Российской империи. Пушкин, кроме того, что является русским поэтом, как и Шевченко, творил в Украине, находясь в Каменке (ныне Черкасская область, недалеко от родины Тараса Шевченко, а еще ближе к его захоронению). Но ни тот, ни другой не творили в Краматорске, и, вероятно, не поэтому в нем оказались после смерти.
Если за точку отсчета брать высказывание в целом "Что Пушкин сделал для Краматорска?", то подобными вопросами с другим акцентом "Что Шевченко сделал для нашего города?" могут задаться в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и других российских городах, где стоят памятники Кобзарю. Например, в том же Новосибирске, где памятник Шевченко был открыт в 2015 году. Впрочем, как уже упоминалось, Шевченко родился в Российской империи, жил там, да и умер тоже там. Поэтому мог что-то там для какого-то города и сделать.
Но, если проехаться дальше, например, на Кубу, в Данию и Грецию, Аргентину и Бразилию, где установлены памятники Шевченко, то там тоже могут спросить: "А что Шевченко сделал для нашего города или страны в целом?" Таким же вопросом могут задаться аборигены Австралии, где в Канберре стоит памятник "Шевченковы думы". Их какой-нибудь вождь племенской администрации вправе предложить заменить шевченковский памятник на памятник местному редкой породы кенгуру с сумкой через плечо, поскольку это будет "исторически обоснованно".
Так что, если исходить только из "исторической обоснованности" и вопроса "что он для нас сделал?", то изгнание Пушкина из краматорского парка может быть чревато мирового масштаба резонансом.
P.S. Кстати, кроме того, что "совком" называют все, демонстрирующее признаки советского менталитета, есть и еще одна интересная трактовка этого понятия. "Совок" - глупый человек, полностью лишенный самостоятельности и собственного мнения, слепо следующий партийной указке и верящий в массовую пропаганду, не успевший найти себе полагающееся место в новом обществе. От того ли "совка" мы избавляемся?
P.P.S. Памятники Пушкину, как и памятники Шевченко, стоят на всех континентах и во многих странах мира. Насколько это "исторически обоснованно"? К примеру, в той же Финляндии, освободившейся от гнета Российской империи в 1917 году, в городском парке города Куопио стоит памятник Пушкину. Открыт он был только в 1986 году, что не помешало Финляндии не "заразиться совком" и в 2010 году возглавить список «Лучших стран мира». |
Коментарі
К нему не заростет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийског о столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Но вот дать городу еще один парк, новый и современный, (и тогда уж и назвать его как самому хочется) - почему-то кишка тонка!
«Украиной, или Малороссией, называют обширное пространство, соединенное с колоссом Россией и состоящее из губерний Черниговской, Киевской, Харьковской и Подольской.
Климат там мягок, земля плодородна; страна в своей западной части покрыта лесом. На юге тянутся огромные равнины, пересекаемые широкими реками, где путешественник не встретит ни лесов, ни холмов.
Славяне с незапамятных времен населяли эту обширную область; города Киев, Чернигов и Любеч не менее древни, чем Новгород Великий…»
odnarodyna.org/.../...
Таким определением начинается небольшая рукопись Пушкина «Очерк истории Украины», датируемая исследователями началом 1830-х гг.
Текст «Полтавы» пронизан восхищением украинской природой, символами которой становятся и ночь, и «сребристые тополя», и «украинские черешни», в тени которых возрастала прекрасная героиня Мария – «краса черкасских дочерей». Синонимами названия края становятся такие выражения героев, как: «родной рубеж», «страна родная». Пушкинские же строки «Украйна волновалась (…) Украйна смутно зашумела…» найдут впоследствии параллель: «Гомоніла Україна...” у Тараса Шевченко. Время от времени автор употребляет украинские слова: «Мазепы лик терзает кат На шумной Раде в вольных спорах Другого гетмана творят». В финале же возникает образ кобзаря: «Когда в селе перед народом Он песни гетмана бренчит, О грешной деве мимоходом Казачкам юным говорит».
«Полтава» не единственное произведение Пушкина, где можно встретить украинские слова. Рецензируя «Историю русского народа» Николая Полевого, он отмечает: «В Малороссии ключевать значит управлять хозяйством».
Кроме произведений о петровской эпохе, украинские темы затрагиваются и в пушкинских сочинениях о «смутном времени» и екатерининской поре.