Есть на юго- западе Славянска возвышенность, которая вот уже несколько десятков лет называется Карачун. Это самая высокая точка местности и одно из самых загадочных мест города.
С Карачуна открывается прекрасный вид на Славянск, и, когда местный краевед или просто горожанин, взбирается на гору, трогая рукой буйно растущий ковыль, любуется пейзажем, что раскинулся внизу, каждый раз задается вопросом, как, кем или в честь кого гора получила такое звучное имя - Карачун.
Легенда и в самом деле есть, но вот насколько она правдива или же наоборот, - предлагаю разобраться. Прошу простить, но я не буду углубляться в историю возникновения горы, не буду касаться антропогеографии, не буду пояснять, почему гора из мела, сколько ей сотен тысяч лет, это всё тема для другого разговора. Сейчас только о происхождении названия, и это уже немало, поверьте.
Впервые для обывателя гора под названием Карачун появляется в путеводителе по Славянску за 1965-й год, автором которого был преподаватель Юрий Клочков. В книге говорится, что некий кобзарь-сказочник Иван Богдан, живший в начале 20-го века рассказывал легенду о боярине-разбойнике по имени Карачун, который промышлял в окрестностях грабежами проезжих купцов, а на самой горе стояло его жилище. Дескать до сих пор там хранятся несметные сокровища, самоцветы, завернутые в бычью шкуру и зарытые глубоко так, чтоб никто никогда не нашёл. И сам я, в школьные годы, гуляя на Карачуне с друзьями то и дело приглядывался к всевозможным пещерам, вырытым в меловом грунте с мыслью, не там ли спрятаны награбленные боярином сокровища.
Сейчас же смею утверждать, что эти самоцветы действительно никто никогда не найдёт. По той простой причине, что их там, скорее всего, нет, но об этом ниже.
Прежде, чем углубиться в тему, хочу подытожить, что местные краеведы старшего возраста, основная активность которых состоялась в конце 20-го века, особо не утруждали себя серьёзным изучением вопроса. Обычно просто ограничивались перепечаткой того, что написал в своё время Юрий Клочков.
Молодые любители истории и те историки старшего поколения, кому всё-таки тема интересна пошли немного дальше. Основным источником нового этапа изучения, почему же гора носит название Карачун, стала опера “Аскольдова Могила”.
Прежде всего, хочу отметить, что мне кажется крайне странным, что такие серьезные люди, как историки пытаются основывать свои выводы на художественном произведении. Тем не менее, давайте проработаем этот вариант.
Опера была создана в 1835 году довольно известными в то время авторами. Музыку сочинил композитор Алексеей Верстовский, а слова - драматург Михаил Загоскин, который, к тому же являлся автором повести, по которой была написана опера.
Действие происходит во времена крещения Руси, в древнем Киеве. Так вот есть в опере ария одного из главных героев, которая начинается так:
“Рассказать вам, ребятушки, как добрый молодец Всемил выручил свою суженную, красную девицу Любашеньку, из злодейских рук Словенского боярина Карачуна, который захватил её обманом и хотел жениться на ней силою”?
Что-то знакомое , правда?
Далее идёт сама ария: “Близко города Славянска, на верху крутой горы, знаменитый жил боярин по прозванью Карачун. В его тереме высоком, словно пташка в западне, изнывала в злой неволе красна девица душа...”.
Вот он злой боярин Карачун из-под Славянска. Только наш ли это Славянск, давайте разберёмся. Те, кто утверждают, что речь идёт о Славянске нынешней Донецкой области, видимо не читали эту арию до конца, ведь там даётся почти прямая подсказка.
А мы с вами прочитаем чуть дальше:
“...Она смотрит в ту сторонку, где живёт её Всемил. Там, далече, за Ильменем, он остался без неё...”.
Возникает вопрос, что за Ильмень такой в наших краях. Ответ, на самом деле, находится практически на поверхности. Единственный мне лично известный Ильмень, - озеро, которое находится в полутора тысячах километров от нашего Славянска. Там, в конце девятого века жило восточно-славянское племя словен. Там был построен Великий Новгород, куда призвали на княжение Рюрика. А причём здесь Славянск, спросите Вы?
А вот причём. Впервые слово “Словенск” (пока ещё не Славянск) появляется в исторической литературе более трёхсот лет назад. В 17-ом веке источники (например Хронограф 1679 года), описывали заселение племенем словен окрестности нынешнего Новгорода Великого, в частности “Сказание о Словене и Русе и городе Словенске”.
Не будем вдаваться в подробности, скажем только, что по данной легенде первый вождь племени по имени Словен основал первую их столицу Словенск Великий, позже на его месте и возник Новгород.
“И поставиша град, и именоваша его по имени князя своего Словенеск Великий, той же ныне Новъград, от устия великаго езера Илмеря вниз по велицей реце, проименованием Волхов, полтора поприща”.
Постепенно, к 18-му веку Словенск трансформируется в Славянск, который в Российской империи считался началом славянской цивилизации. В 19-ом веке древний город Славянск был неким символом возрождения и экспансии славянизма, поэтому был популярен и использовался довольно часто, даже в одном из вариантов конституции декабристов, тех самых, которые на Сенатской площади пытались перезагрузить Российскую империю.
О Словенске Великом писали историки и публицисты 18-го, 19-го и 20-го веков. Именно поэтому в опере Словенский боярин Карачун жил недалеко от того древнего Славянска, а точнее Словенска. И, согласитесь, вряд ли имел отношение к Славянску Донецкой области. Причем помните, что это всего лишь опера, а не какой-то научный труд.
Если верить официальной исторической науке, Великий Новгород возник в 9-ом веке нашей эры. Стало быть Словенск/Славянск возник пусть на сотню лет раньше (хотя считается, что намного больше). Кто жил на территории Донецкой области в 8-м веке? А жили здесь, в основном, хазары. Действительно, в то время первые славянские племена северян начали заселение здешних земель. Но это были северяне, вятичи, но никак не словене. И единственный известный в здешних землях на то время славянский город был Донец, никакого Словенска/Славянска.
По крайней мере ни одного известного документа с упоминанием такого названия у нас нет. То есть, если авторы той самой оперы и руководствовались хоть какими то историческими выкладками, они должны были иметь в виду тот самый Славянск возле озера Ильмень, а никак не город Славянск Донецкой области, который и Славянском то стал аж в 18-м, а не в 8-м веке!
Возвращаясь из глубины веков во времена более к нам близкие, попробуем найти на карте Славянска Харьковской губернии (коим он был до начала 20го века) название горы Карачун. Сколько бы мы ни искали, такого мы не найдем. Точно так же, как и не найдём мы такого названия ни в одном документе до 1950-х.
Вот пример: В “Геологическом очерке Изюмского уезда” за 1905 год точно описывается расположение возвышенности, которая здесь называется Мазановой горой, а мы знаем ее как Карачун:
Таким образом, можем видеть, что название Карачун появляется в документах (но не на картах) примерно в конце 1950-х, годов. Почему так? Сейчас, наверное никто не ответит.
Может быть, некое народное веяние, которому поддался и автор путеводителей по Славянску Юрий Клочков. Что же касается самого слова “Карачун” и его происхождения, здесь также нет единой версии, нет точной информации, откуда оно взялось и что означало.
Дословный перевод с тюркской группы языков двух слов “Кара чун” означает “чёрная душа”, что наверное больше подходит “словенскому боярину” из оперы. Если искать более реалистичные значения, то мне нравится версия Славянского краеведа Михаила Шевлакова, коего уже нет, к великому сожалению в живых. Ниже привожу его цитату: “Караучы - смотрящий; тот, кто смотрит". Ничего знакомого? А если вспомнить, что "караул" - слово тоже тюркское, а "караульщик" - это всего лишь искаженное "караучы/караулчи", где - чи это суффикс, обозначающий род деятельности?
И получаем "гора Караучын" - "гора смотрящих, гора наблюдателей, гора караула" ?Самое подходящее название для такой горы. А уж обкатать за столетия "Караучын-Караучун-Карачун" совсем несложно” . Это, на мой взгляд наиболее правдоподобная версия.
Подводя итог.
Как гора под Славянском из Мазановой Стала Карачуном? Никто наверняка не ответит. Возможно тот самый кобзарь-сказочник Иван Богдан, прочёл оперу “Аскольдова Могила” и соотнёс её с нашей Мазановой Горой, так как увидел знакомое название город, а народ уже подхватил.
Может быть, автор путеводителей по Славянску Юрий Клочков внес элемент фантазии, романтики в описание горы (опять же, вдохновившись оперой) для того чтобы добавить туристической привлекательности к территории Славянского района. Ясно одно, никаких бояр-разбойников у нас здесь не было, это относительно новая история, которой не больше 50-60 лет ( это видно из документов)
Второй вариант - синтез народного названия горы как Караульной (караучи) с тем же злосчастным оперным боярином Карачуном (ну народ такой у нас, любит смешивать правду с вымыслом). Но по поводу Караульной нужно ещё выяснять более детально.
Какой вывод из всего вышеизложенного: Не нужно выдумывать небылиц. В исторической науке правда - главный ориентир. Правда - это то, что не даёт нам сбиться с пути исследований, что придаёт нам сил двигаться дальше, находя всё новые источники, всё новые факты былой жизни нашего края.
И без нелепых мифов история нашей местности насыщена замечательными фактами и случаями, которые достойны того, чтобы из них складывались легенды Об этом мы ещё напишем. Помните, главное держаться как можно ближе к правде.
Дмитрий Торец
|
Коментарі