В списке краматорских льготников – 60480 граждан. И пока одни возят пенсионеров бесплатно, другие требуют деньги за проезд. Чья же здесь правда?
Что «проморгали» депутаты С нового года краматорских пенсионеров и льготников перестали возить бесплатно в общественном транспорте. То есть в трамваях и троллейбусах возили, а в автобусах и маршрутках когда вежливо, а когда и не очень – предлагали на выбор или заплатить, или очистить салон от своего присутствия. Краматорский горсовет дал тогда официальное разъяснение касательно льгот на проезд в общественном транспорте, из которого следовало, что в 2012 году между исполкомом и автоперевозчиками на основании конкурсного отбора были заключены договора на перевозку пассажиров на городских автобусных маршрутах общего пользования. И на основании указанных договоров перевозчики обязаны бесплатно перевозить льготные категории пассажиров. Раньше расходы перевозчиков на такие бесплатные перевозки ранее компенсировались за счет соответствующих субвенций из госбюджета, однако 25.12.2015 ВР Украины приняла Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год», который не предусматривал расходов государственного бюджета на компенсацию за льготный проезд отдельных категорий граждан. Формально перечень льгот с нового года не был отменен. Планировалось, что эти льготы будут финансироваться из местных бюджетов. Но принятый парламентом 24 декабря закон №911 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» не содержал всех этих предложений о передаче финансирования льгот в местные бюджеты. Поэтому в этом смысле все вроде осталось, как было в прошлом году. Но уже в первый месяц года городские власти буквально взвыли. Денег в городском бюджете не было (не считать же выделенные горсоветом 10 миллионов на компенсацию транспортникам серьезной суммой), народ требовал льгот, а перевозчики отказывались возить пенсионеров, выбрасывая их из своих маршруток. «Права граждан на льготы при пользовании общественным транспортом никто не отменял. Обращаем внимание жителей города на тот факт, что отказ перевозчика в перевозе льготников является грубым нарушением принятых на себя обязательств по ранее заключенным договорам», - не уставали повторять власти Краматорска. Перевозчики в свою очередь в один голос твердили, что льготников за свой счет возить не будут. А пенсионеры боялись лишний раз предъявить удостоверение – в лучшем случае несколько остановок будешь слушать недовольное выступление водителя. Некоторые из них и вовсе, завидев пожилого человека, захлопывали дверь у него перед носом. То есть налицо был конфликт интересов. Кстати, конфликт этот создали сами законотворцы. Когда народные депутаты принимали закон о госбюджете 2016 года, эту строку по субвенции льготникам из государственного бюджета не предусмотрели. Ее просто нет в принятом тексте закона о бюджете. То есть возникла юридическая коллизия. Льготы будто бы оставлены, и, согласно действующему законодательству, они должны быть возмещены из государственного бюджета. Но строки в бюджете нет.
Валидатор вместо валидола На прошлой неделе в стенах исполкома заседала комиссия по разработке Положения о льготном проезде. Чиновники, перевозчики и представители общественности вместе искали вариант, который мог бы устроить всех. Говорили о том, что в нашем городе право на льготный проезд имеют более 60 тысяч жителей. Прибавьте к ним еще льготников из числа 46-ти тысяч временных переселенцев. В качестве решения говорили о денежной компенсации. Но тут встал вопрос о механизме ее выдаче, полномочиях города, и о тех людях, которые не являются жителями Краматорска, но по Закону должны ездить бесплатно. Те, кто правом бесплатного проезда пользуется редко, разумеется, выступают за то, чтобы льготы на транспорт выражались в чистой монете, прибавленной к пенсии. Чтобы человек мог сам распоряжаться деньгами и тратить их на свои нужды по своему же усмотрению. Ведь одному необходимо пользоваться общественным транспортом каждый день, другому — раз в месяц. Перевозчики также за монетизацию льгот – им это удобно. Сумма на проезд не безразмерная. Отъездил свое и – плати. Но тут встает вопрос: какая сумма выплат планируется для каждого льготника? Оказалось, что точно эту сумму назвать невозможно – где-то в пределах 36 гривен в месяц. Много не поездишь. В общем, тупик. В итоге договорились провести мониторинг автобусов и выяснить, сколько людей бесплатно пользуются тем или иным маршрутом. С этими цифрами на руках и говорить о возмещении перевозчику. А еще члены комиссии решили подумать о общем электронном билете для льготников. Давно уже изобретено и опробовано простое средство, которое позволяет и водителям не испытывать дополнительных стрессов во время поездки, и льготникам меньше хвататься за сердце в вечных битвах за бесплатный проезд, право на который им дано государством. Валидатор — устройство для проверки документов на электронных носителях. Он позволяет считывать информацию с электронного билета. Входя в салон, льготник проводит пластиковой карточкой по валидатору – и все. Ни кричать на весь автобус «Удостоверение!», ни показывать его в развернутом виде не нужно. Тем более доказывать свое право на бесплатный проезд и выслушивать оскорбления.
Льготников будут содержать другие, но уже экс-льготники….
В общем, пока ни к какому устраивающему всех решению общественники, городские власти и перевозчики не пришли. Примерить их (и то на время) может только Кабмин. На данный момент финансировать льготы должен госбюджет – так, как это было раньше. Министерство социальной политики обратилось официально в Верховную Раду и Кабинет Министров с письмом-просьбой поручить Министерству финансов внести изменения в закон о государственном бюджете и предусмотреть соответствующее финансирование. И парламентарии проголосовали за законопроект №4024 «О внесении изменений в приложения № 3 и № 7 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год «, согласно которому перевозчикам будет предоставлена финансовая компенсация за проезд льготников. Кабмин признал, что местные бюджет не способны оплатить льготный проезд и теперь будет оплачивать его своими силами. И делать это будут из сэкономленных денег от субсидий и других соцвыплат. Например, только в одном Краматорске уже около 25 тысячам переселенцев приостановлены выплаты, начата проверка людей, получающих субсидии. Вот за счет них и будет компенсироваться проезд льготникам. Вот такая реформа и децентрализация в действии.
|