Первое воскресенье сентября в Украине отмечался День предпринимателя. Это праздник был установлен Президентом для того, чтобы отметить важную роль, какую играет малый и средний бизнес в формировании экономики страны. В то же время, многие эксперты говорят о том, что процессы, происходящие в стране сегодня, заставляют вспоминать порядки, царившие в лихие девяностые годы прошлого века. На наших глазах снова происходит перераспределение собственности, страна живет под угрозой дефолта, резко снизилась покупательная способность населения. Иногда, чтобы понять что нас ждет в ближайшем будущем, нужно постараться вспомнить прошлое. Бизнес президента Ассоциации «Астрон-групп» Константина Машненкова зарождался именно в начале девяностых и развивался параллельно с историей независимой Украины. При этом у Константина Машненкова не было высокопоставленных родственников и влиятельного папы. В бизнес он пришел буквально со школьной скамьи, а добиваться намеченной цели привык исключительно собственным умом. В конце «перестройки» четыре школьных товарища из краматорской ОШ №35 решили, что способны создавать интеллектуальный продукт, а их знания нужны стране. Они решили создавать программный продукт. Так возникло малое внедренческое предприятие «ИнБиз». Первоначально оно занималось созданием образовательных программ, чуть позже переключилось на создание программ для бухгалтерского обеспечения. Звали школьников Константин Машненков, Дмитрий Яшин, Виталий Половинка и Виталий Процко. Увы, но страна на тот момент оказалась не готова покупать интеллектуальную продукцию. Уже будучи студентом Харьковского Авиационного Института, Константин Машненков решил насытить рынок компьютерами и вычислительной техникой. От сокращения его имени и фамилии и произошло название предприятие «МаКон». О том, в каких условиях развивать бизнес в девяностые годы Константин Машненков рассказывает нашей газете.
- С чего все начиналось? Когда было зарегистрировано Ваше студенческое предприятие? - ООО «МаКон ДТД» было зарегистрировано в 1992 году. Предприятие арендовало одну из комнат ГорОО. После регистрации денег хватило на покупку трех калькуляторов. Но потребность в калькуляторах у бухгалтеров была очень высокой. Мы были во многом первыми. Предприятие было одним из первых в Краматорске, которое начало заниматься подготовкой своих агентов. Обучение происходило по разным программам: обучение по разным программам: знакомство с техникой, изучение психологии, работа с документами.
В задачу каждого агента входило приехать на предприятие, выписать счет, а затем привезти готовую продукцию. Наши первые агенты охватили не только Краматорск, но и соседние города. К концу года они успешно работали в Донецкой, Харьковской и Луганской областях. В Полтаве а чуть позже в Алчевске были зарегистрированы филиалы МаКона. - Экономика в начале девяностых развивалась в условиях гиперинфляции. Как Вы выживали в это время? - Умения зарабатывать деньги для предприятий того времени было недостаточно. Куда важнее было умение сберечь заработанное. Многие советские предприятия прекратили свое существование, поскольку справились с испытаниями того периода. По советским правилам выписанный счет должен был действовать не менее трех дней. А за три дня стоимость товара могла удвоиться. Чек, выписанный нашими коммерческими агентами, действовал до 10 часов следующего дня. Если за это время клиент не позвонил по указанным телефонам, чек аннулировался. - Помимо оргтехники Ваше предприятие торговало и другими товарами. С чем это было связано? - В марте 1993 года произошло резкое падение курса карбованца к доллару. Чтобы сберечь свои активы, мы проанализировав рынок, нашли товар, который не успел подорожать и который впоследствии было бы реально продать. Таким товаром на тот момент стали куртки и рубашки из ткани мокрый шелк. Мы выкупил тогда половину склада этих вещей. Кроме того, в начале девяностых импортный товар гораздо легче попадал на российские склады, чем на украинские. Проще в России обстояло дело и с покупкой валюты. В 1993 году мы начали искать в Украине товар, который легко можно продать в соседней державе. А из России в нашу страну привозились калькуляторы и оргтехника. У Россиян пользовалась спросом продукция наших консервных заводов: соленые огурцы, помидоры, кабачки. Более дешевой на тот момент была и украинская карамель. Директора украинских колхозов и совхозов долго приходили в себя, когда к ним приезжали молодые ребята из МаКона и покупали весь годовой план консервного цеха. - Еще одной отличительной особенностью начала девяностых стали бартерные операции. С ними тоже приходилось сталкиваться? - В условиях отсутствия денег предприятия вынуждены были заниматься обменом. Доллар в Украине купить было невозможно. Мы отыскивали украинские предприятия, которым были должны россияне. «МаКон» гасил задолженность гривнами или товаром, а затем уже в России снимал деньги в рублях. Однажды Славянская фабрика решила закупить у «МаКона» шесть факсов и несколько телефонов, а расплатилась четырьмя фурами цветных карандашей.
- Вы являетесь автомобилистом с солидным стажем. Можете ли Вы вспомнить, когда у «МаКона» появилось первое транспортное средство? - В конце 1992 года мы купили для перевозки грузов автомобили ИЖ-2715, имевшие в народе прозвище «пирожок». Появление машин было напрямую связано с инфляционными процессами. В какой-то момент резко скакнул курс и чтобы не остаться с обесцененными деньгами, мы стали лихорадочно искать, какой товар за это время не подорожал. Тут и выяснилось, что на одной из автостоянок у предприятия, которое продавало машины, не подорожали автомобили «ИЖ». В итоге мы купили пять автомобилей. Три из них мы благополучно продали через пару месяцев. Характерной для того периода была история о том , как мы пытались обзавестись легковым автомобилем. Первый легковой автомобиль, который мы приобрели, ВАЗ- 2106 бежевого цвета. Через три месяца после покупки машина была угнана из-под дома директора. Мы приобрели новый автомобиль, тоже ВАЗ- 2106, но белый. Не прошло и двух недель и эти «Жигули» угнали из-под офиса предприятия. Надо отдать должное нашим правоохранителям, которые нашли оба угнанных автомобиля. От одного, правда, остался только корпус. Но поскольку угонщиков обнаружили, предприятию был возмещен ущерб. Вторая машина успела пройти 3 или 4 тысячи километров, прежде чем вернулась к нам. Ее умудрились по бартерной схеме отдать на сахарный завод. Путем каких-то махинаций руководитель хотел оставить машину себе, но при оформлении выяснилось, что она числится в угоне. Прежде чем нам вернули машину, мы обратились в автосалон, который базировался в кинотеатре «Союз». Взяли еще один автомобиль. А на следующий день знакомые правоохранители настойчиво посоветовали нам машину поменять, так как она числилась в угоне. Мы поменяли, но выяснилось, что и вторая тоже числится в угоне. В итоге мы взяли ГАЗ-2410. Спустя два года выяснилось, что и у этой «Волги» не совсем чистая репутация. С транспортом происходило много интересных историй. Мы были молоды и во многом неопытны. Помню, мы купили для компании автомобиль КрАЗ. А поскольку он часто ломался, я договорился со своими друзьями в Полтаве обменять КрАЗ на ЗИЛ с термобудкой. В итоге, машина из Полтавы заглохла по дороге в Краматорск, а КрАЗ сломался по пути в Полтаву, так и не доехав до конечной цели. Такая вот получилась суперсделка. - Ваше предприятие развивалось параллельно со страной? Как бы Вы охарактеризовали «лихие девяностые»? - Нам приходилось быть пионерами во всем. Финансовый рынок и таможенные структуры находились на тот момент в зародыше. Гривна не была конвертируемой, рынка не существовало. Каждую неделю у нас был то черный вторник, то черный четверг. Но нам было двадцать, мы были молоды, верили в свои силы, и это помогало нам справиться с любыми проблемами. - В 1994 году Ваше предприятие оказалось на грани банкротства. С чем это связано? - До 1994 года по стране ходили ничем не обеспеченные деньги. Но в 1994 году государство поменяло правила игры. Банкам разрешили проводить операции только с остатков собственных средств. Расчетные чеки оказались под запретом, а именно этот вид расчета для «МаКона» был основным. К тому времени у предприятия в виду инфляции образовался кредит, который из 160% годовых вырос до 340%. Мы оказались на грани банкротства, произошел отток кадров, остановились машины. Начинать пришлось опять с нуля. Мы снова вернулись к торговле калькуляторами. Их наш коммерческий директор Олег Пономаренко возил их из Харькова в Краматорск в больших дорожных сумках.
Подняв старые документы, работники «МаКона» стали искать, где еще остались неоплаченные долги. Люберецкий завод был вынужден рассчитаться с нами газонокосилками. Эти пять газонокосилок были проданы краматорскому «Зеленстрою». Постепенно дела пошли на поправку. Спрос на аудиотехнику возрастал. У нас появилась розничная торговля, и был открыт первый торговый зал. Мы научились собирать компьютеры. Так в Краматорске появился первый сервисный центр по их сборке. Мы изучили мировой опыт, получили соответствующие сертификаты и начали собирать компьютеры под собственным логотипом «АСS». В апреле 1996 года мы открыли филиал нашего магазина в Славянске. 17 апреля 1996 года «МаКон» был перерегистрирован в АОЗТ «Торговый дом «Астрон». |