14 августа православные и греко-католики отмечают первый Спас — Медовый, или Маковея, как называют в народе церковный праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. По древней традиции в этот день поминают погибших казаков. Связано это с тем, что именно на Маковея 240 лет назад императрица Екатерина II издала манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии». После этого многие казаки бежали за Дунай, местное население превращено в крепостных, а плодородные запорожские земли переданы русским помещикам. С Маковея начинается один из самых строгих постов в году — Успенский. Он продлится две недели и закончится 28 августа — в день Успения Пресвятой Богородицы. В старину этот пост называли «осколком» Великого. Существовала легенда, что сначала Господь назначил людям говеть перед Пасхой целых девять недель. Но святые отцы, понимая, как это тяжело, стали просить Всевышнего сократить испытание. Вот тогда-то две недели Великого поста и были перенесены на конец августа и превратились в Успенский пост.
Медовый Спас — любимый праздник девушек. В церковь девчата шли не с семьей, а со своими подружками. Собираясь на службу, каждая старалась нарядиться — надевала лучшую вышиванку и обязательно вплетала в косы новые ленты. Из чабреца, полыни, мяты, головок мака и чорнобривцiв девчата составляли специальные праздничные букеты, называемые маковiйчиками. Цветы и мак освящали, щоб цiлий рiк господарство квiтло. «Нехай в дворi у батька буде стiльки тварин, як у макiвцi зернин», — говорили девушки.
В церковь шли и семейные люди. В честь праздника отец нарезал свежие медовые соты и выкладывал их на большое блюдо. После литургии мужчины молились перед иконой Святых Зосимы и Савватия (их наши предки считали покровителями пчеловодов) и просили батюшку освятить мед. Часть сладкого лакомства оставляли в дар храму, остальное раздавали сиротам, вдовам и убогим. Кроме того, в этот день молились за души усопших казаков. Чтобы поминальная молитва не прекращалась, всем — знакомым, родным, соседям, просто прохожим — раздавались медовые соты, фрукты и коржики-шулики. Принимая угощение, полагалось отвечать: «Царство небесне загиблому на бранному полi».
А еще на Маковея было принято кропить колодцы. В старину люди верили, что в этот день вода приобретает чудодейственную силу. Хозяева подворья ставили возле колодца два стола. На одном были хлеб, соль и зажженная свеча — дары людям. На другом — кувшин с водой и миска с коливом, сваренным из пшеницы нового урожая, — за спочилих.
Освятив воду, люди садились за праздничный стол. На Маковея трапеза довольно скромная: без мясных, рыбных и молочных угощений. Ведь это первый день Успенского поста. На столе были в основном фруктовые и овощные блюда. Хозяйки готовили вареники с капустой, картошкой и грибами, а также жарили деруны. Традиционным сладким лакомством были шулики — поломанные на кусочки пресные коржи, залитые узваром с медом и перетертым маком. Готовили и подавали это кушанье дочери на выданье. «Iз води та муки пече дiвка шулики», — говорили люди. Горячительных напитков даже пробовать не разрешалось.
В старину во многих регионах Украины день Маковея считался девичьим и детским праздником. А потому после трапезы подростки и молодежь отправлялись на луг или в лес, чтобы играть и веселиться. Парубки подшучивали над девчатами, называя их макодзюбками или маковiйками.
На первый Спас запасались лекарственными травами. Наши предки верили, что в этот день растения становятся магическими. Существовало поверье: если на Маковея обратиться к цветам и травам с просьбой, то все желания исполнятся. Только просить должен человек с чистой душой — ребенок или девица. Чтобы дети росли сильными, здоровыми и счастливыми, мамы плели для малышей веночки из чабреца, льна и календулы. Каждый цветок играл роль оберега, который мать вплетала со словами: «Рости, льоне, вище, по колiна, щоб нi в кого голова не болiла. Бiлися бiло, щоб хустками твоїми нашій (имя дочери) весільну голову покрило». Кроме того, мамы прятали за образами головки освященного мака, чтобы, когда дочь пойдет под венец, насыпать зернышки-обереги ей в обувь — от злого глаза. Для будущих пасхальных куличей откладывали самые крупные маковые коробочки. На Великой неделе, когда придет время печь паски, хозяйки добавят этот мак в тесто, а самой коробочкой сделают на выпечке оттиски в виде крестов. Люди верили, что соединенные три свечи, символизирующие Отца, Сына и Духа Святого, уберегут род от всех бед. |