Олегу Меньшикову — 50, и он по-прежнему поддерживает имидж исключительности и избранности. Сам выбирает себе фильмы, роли, режиссеров. Снимается только у самых-самых — Михалкова, Тодоровского, француза Режиса Варнье. Если и играет, то самого Остапа Бендера, Эраста Фандорина, грибоедовского Чацкого и пастернаковского доктора Живаго. Ниже — ни-ни
«Ты очень веселый, ты никогда не будешь актером», — предрекал когда-то совсем юному Меньшикову Ролан Быков. Однако Олег стал актером, и режиссеры сразу поняли: в искусстве появилась интересная индивидуальность. Меньшиков еще снимался на киевской студии в малозначительном фильме «Жду и надеюсь», а Никита Михалков уже звонил в Киев своему другу Роману Балаяну и умолял отпустить «этого парня» на три дня для съемок в картине «Родня». В «Родне» персонажа Меньшикова забривали в армию, так что пришлось изобретать специальный парик, чтобы и киевские съемки не пострадали. Звездный час обеспечил Меньшикову Михаил Михайлович Козаков, сделавший предложение, от которого молодой артист просто-таки не мог отказаться, — роль Костика Ромина в «Покровских воротах». Козаков в отчаянии перепробовал на роль Костика два десятка артистов, пока не прослышал о Меньшикове. Пришлось умолять режиссера Райзмана, у которого Олег тогда должен был сниматься, пожертвовать личными амбициями ради искусства и отдать Меньшикова Козакову в «Ворота». Ворота оказались достаточно широкими, и, войдя в них подающим надежды молодым артистом, Меньшиков со скоростью двухсерийного фильма стал одним из лидеров своего актерского поколения. Лидер шел по жизни легкой походочкой, беззаботно насвистывая, и все, казалось, ему удавалось абсолютно и сразу. Его начали сравнивать с Андреем Мироновым, Жераром Филипом, Аленом Делоном. Зрители оценили легкое дыхание молодого артиста. Оценили его и режиссеры. «Полеты во сне и наяву», «Дюба-дюба», «По главной улице с оркестром» в кино, «Калигула» в театре, роль Нижинского в антрепризе отечественной и роль Сергея Есенина в антрепризе зарубежной. Не менее внушителен список несыгранного — не сыграл Гамлета в планировавшейся постановке Некрошюса, отказался от роли мистера Икса и Дубровского в кино, не сыграл одного из гардемаринов… А Никита Михалков вцепился в Меньшикова просто-таки мертвой хваткой. Началось все с той самой стрижки в «Родне», дальше приходилось стричь не только кудри, но и купоны славы. «Оскар» за «Утомленных солнцем» — это вам не шутка. Но начиналось-то все с того, что Меньшиков буквально скрывался от Михалкова, а тот вылавливал его после спектаклей. Дело в том, что у артиста был подписан контракт с румынскими кинематографистами. Но ведь и Михалкову как откажешь?! Не та фигура. Впервые он соперничал на площадке не с безликим окружением, а с одним из самых харизматичных актеров России — Никитой Михалковым. Здесь они равные партнеры, оба на «М» с большой буквы и оба – звездные ребята. Пример Никиты Сергеевича был перед глазами — и глаза эти усиленно сверкали, когда этого требовал отец русской кинематографии. Иногда эти очи сверкали даже чересчур, как в «Сибирском цирюльнике». Нелегко изображать двадцатилетнего, когда тебе в два раза больше. Но что делать — молодость уходит, слава приходит, и эта слава требует, чтобы актер оставался молодым. Меньшиков понимал эту опасность, но все-таки решился и сыграл своего юнкера. Приходилось и заниматься спортивным тренингом, и жить в казармах Костромского училища химической защиты вместе с другими актерами, игравшими юнкеров, жить настоящей армейской жизнью. Единственная отдушина — ночью тайком все же бегали за водкой, деньги на которую давал, конечно же, Меньшиков. Фанаты «Сибирского цирюльника» и лично Меньшикова до сих пор в восторге от того, как любил их герой героиню в исполнении Джулии Ормонд. И им абсолютно все равно, сколько при этом кумиру лет. Законсервированный душка Меньшиков — вот что такое «Сибирский цирюльник», вот что такое обычный юнкер по фамилии Толстой. Быть может, ему пора в Голливуд? Он ничем не проигрывает своим партнерам и знаменитым партнершам тоже — Катрин Денев, Сандрин Боннер и Джулии Ормонд в кино, Ванессе Рейдгрев в театре. Но выиграет ли Меньшиков, оказавшись там вдали, за рекой? По его собственному признанию, долго находиться за границей не может — домой тянет. Конечно, 50-летний Меньшиков — пленник. Причем не только «кавказский пленник» (в этой картине его герой изысканен и ухожен даже в чеченском дыму). Он — пленник принятого однажды решения во что бы то ни стало стать звездой, причем чрезвычайно таинственной. Как не вспомнить, что еще в школьные годы он проводил на своей парте жирную черту, и если соседка по парте пробовала нарушить границу, то вполне могла нарваться на скандал. Сейчас эта черта тоже проведена. Ради имиджа Меньшиков соблюдает обет молчания, никому не позволяет называть себя на «ты», телефон свой дает только самым близким друзьям. Он не женат. Говорят о каких-то спутницах жизни, но чаще, все же, упоминают спутников. Он высокомерен, замкнут, лишь иногда приподнимает завесу таинственности. Он никогда не празднует принародно день рождения. Он никак, казалось, не реагирует на неудачи, хотя его Фандорин в «Статском советнике» не убедил никого. Артист, вроде бы созданный для роли загадочного и изысканного Эраста Петровича, не справился с ней. Парадокс! Впрочем, провал для Меньшикова в последнее время — явление знакомое. Когда-то он сам поставил грибоедовское «Горе от ума» и сыграл Чацкого. Ажиотаж вокруг премьеры был огромный, но столь же огромным было количество кислых критических откликов и приговор — это полная неудача, абсолютное фиаско. Не отнесешь к успехам и следующие театральные проекты актера-звезды — «Кухню» и «Игроков». Да и роль ведущего «новогоднего огонька» на канале НТВ удалась не до конца — рейтинг этого телепроекта оказался низким. Меньшиков серо сыграл доктора Живаго на телевидении. Там же, на телевидении, с треском провалился в роли Остапа Бендера в кошмарном, беспомощном «Золотом теленке». Отказался сниматься в «12» у Никиты Михалкова. Зато в продолжении «Утомленных солнцем» снялся. И лучше бы не снимался, потому что роли нет, Митя просто ходит-бродит туда-сюда по фильму, щелкает лакированными сапогами и не знает, что ему делать. А что делать теперь уже 50-летнему Олегу Меньшикову? Ему остается только попытаться вернуться к себе, прежнему, или продолжать делать вид, что все в порядке вещей.
|