«Калинка»-малинка моя |
Тысячи мальчишек и девчонок прошли школу детского ансамбля танца «Калинка» ДК и Т НКМЗ. Многие из бывших воспитанников теперь приводят сюда своих детей, а некоторые – и внуков. Создала коллектив и уже 40 лет бессменно руководит им Элеонора Пушнина. 25-го марта во Дворце состоится юбилейный вечер в честь легендарной «Калинки». Живая история танцаПо паспорту она действительно Элеонора, Элеонора Федоровна Пушнина. Но в Краматорске ее больше знают как Ляну. Второе имя «прикипело» к ней во время гастролей знаменитого молдавского ансамбля «Жок», когда девушка исполнила перед гостями из Молдовы танец «Ляна». Случилось это во Дворце культуры имени Ленина, где в середине прошлого века работал танцевальный коллектив под руководством Василия Полежаева. Человек яркого таланта, огромной силы воли, «истинный гений хореографии», как говорили о нем специалисты, он воспитал немало танцоров экстра-класса, а его коллектив первым в городе получил звание «народный». Василий Полежаев был первым учителем танцев Ляны Пушниной. Восхищение и преклонение перед Маэстро она сохранила на всю жизнь. А тогда, в дни памятных гастролей «Жока», ее преданность коллективу и учителю совершила невероятное: она ответила отказом на настойчивые приглашения молдаван танцевать в их ансамбле. Чуть позже, на фестивале в Киеве, краматорчанку заметили и руководители Государственного ансамбля «Березка». Из Москвы даже высылали письменный вызов, но до Пушниной он не дошел. А вот в Донецком шахтерском ансамбле она танцевала, уже будучи студенткой университета. Работала также артисткой балета в Донецком академическом театре им. Артема. Создала хореографическую студию при кафедре эстетики ДонГУ, где Пушнину оставили после окончания вуза. Но семейные обстоятельства сложились так, что она вынуждена была вернуться в Краматорск. К чему снятся гусарыВот такой талантливый и увлеченный человек появился в начале 70-х годов в ДКиТ НКМЗ. Тогдашний директор Анфиса Ушенина поручила ей непростое дело – возродить детский танцевальный коллектив. Ляна Федоровна до сих пор помнит имена девчушек, которых рискнула выпустить на сцену с танцем «Калинка» через считанные месяцы работы. Это были Света Каливанова, Люда Свистунова, Лариса Забойрацкая, Оксана Школа и Наташа Бурмака. «Калинка» стала фирменным танцем, визитной карточкой ансамбля. Сегодня его одновременно исполняют 70-80 мальчишек и девчонок. С легкой руки мамы Светы Каливановой, в то время заведующей внешкольным отделом Дворца Елены Каливановой, и сам коллектив получил название «Калинка». Потом, после «Калинки», зрители увидели хореографические композиции «Иван-да-Марья», «Гусары», «Русский сувенир» - буйство цвета и веселья. Одновременно создавался «Гвинейский» – танец в полутонах, в лунном свете южной ночи. А «Ненецкий» стал настоящим триумфом педагога. В Донецке на Всеукраинском смотре он был отмечен дипломом I степени. Как рождаются танцы? Чаще всего, рассказывает Элеонора Пушнина, они идут от музыки. Бывает, что будущий танец она видит во сне – так было, например, с «Гусарами». А порой толчком к творчеству служат какие-то житейские наблюдения. Так, в Донецке она много раз проходила мимо памятника шахтерам. У его подножья при малейшем дуновении ветерка колышутся розы. Подумалось: как в танце. И заработала фантазия, возникли смутные образы, зазвучала музыка… В результате появился танец «Гвоздики». Конечно, не все так просто, как может показаться на первый взгляд. От задумки до воплощения идеи на сцене, как говорится, дистанция огромного размера. Расстановку исполнителей, каждое их движение педагог продумывает до мелочей. Потом – репетиции до седьмого пота. Деревянные полы в зале, где идут занятия, до блеска отполированы тысячами детских ног. Помимо природного дарования, артистам необходим огромный труд, чтобы танец «запел», превратился в маленький увлекательный спектакль, считает Пушнина. Так ее учили, так учит она своих воспитанников. А их у нее в год бывает до двухсот человек, от четырех до двадцати лет. Портрет с обложки журналаВ 1973-м году Ляна Пушнина, непревзойденная исполнительница индийских танцев, в составе творческой делегации новокраматорцев побывала в Индии. Хотя на календаре был февраль, жара стояла неимоверная. Не помогало и купание в океане, так как вода была теплой, как парное молоко. Индию недаром называют страной контрастов. Сказочной красоты природа, экзотические цветы, прелестные смуглые девушки и дети – и тут же множество нищих, попрошайки, оборванцы, заклинатели змей. А в гостиничном номере Ляна как-то спугнула обезьянку, которая покушалась на блестящие «бриллианты» ее сценического костюма. На родине зрители были в восторге от индийских танцев в исполнении Пушниной. Она с волнением ждала, как же оценят ее искусство в Индии. Оказалось, волнения напрасны. Концерты в Калькутте, Мадрасе, Бомбее, Агре, Дели собирали большие аудитории, которые приветствовали артистку с не меньшим энтузиазмом, чем в родном Краматорске. «Какие красивые украинские дети!»Не удивительно, что маленькие танцоры обожали своего руководителя и прибегали на репетиции, как на праздник. В поле ее притяжения постепенно формировался стабильный творческий коллектив, росли его мастерство и авторитет. В 1982-м году коллективу присвоено почетное звание «образцовый». В следующем году 35 ребят из «Калинки» вместе с руководителем побывали на международном детском фестивале в Германии. Они выступали в Берлине и Магдебурге, отдыхали в живописном интернациональном лагере возле Арензее. В дни русско-украинской культуры, вспоминает Пушнина, артисты удивляли своих немецких, испанских, французских сверстников не только чудесными песнями и танцами, но и вкуснейшими блинами и варениками, приготовленными собственноручно. Еще запомнилось посещение дома ветеранов в Арензее. Его обитатели первую половину концерта смотрели улыбаясь, вторую – не скрывая слез. На прощанье же обнимали юных краматорчан, словно родных внуков, и подарили каждому по паре вязаных носочков, а всем вместе – торт полуметровой высоты. Случалось, в Германии при встрече с танцорами «Калинки» прохожие останавливались и о чем-то оживленно переговаривались с переводчиком. «Говорят, какие красивые украинские дети»,- улыбаясь, переводил он. В творческую биографию ансамбля входят также поездки в Польшу (1977-й, 1987-й годы) и Болгарию. Кстати, во время польского фестиваля едва не похитили 13-летнюю солистку «Калинки». Очевидно, по турецким меркам девочка вполне годилась в невесты. Когда же «жених» получил отказ, он предпринял попытку выкрасть юную красавицу. К счастью, попытка не удалась, из Польши «Калинка» вернулась в полном составе. В награду – вдохновение и жизньЗа 40-летнюю историю коллектив осуществил около ста постановок. Наиболее показательно стиль и творческий уровень ансамбля отражают масштабные хореографические полотна «Калинка», «Гопак», «Дівчина-весна», «Фестивальный» и т.п. А знаков отличия собралось столько, что хватит на целую витрину музея. Руководитель коллектива награждена «Почетным знаком» Министерства культуры, дипломом всеукраинского конкурса на лучшего наставника культпросветучреждений. Но, говорят, главная награда учителю – успех его учеников. С этой стороны судьба также благосклонна к Элеоноре Федоровне. Выпускники «Калинки» работают хореографами практически во всех детских учреждениях, клубах и дворцах культуры города. В ГДК имени Ленина трудятся сестры-близнецы Яна и Оксана Грибец, в Школе искусств №3 – Елена Щипицына. А Алена Мережко создала в ГДК «Строитель» ансамбль танца, назвав его «Элеонорушки» в честь Элеоноры Федоровны. Ее воспитанники учатся хореографии в учебных заведениях Киева, Днепропетровска, Донецка, Луганска, танцуют в Гуцульском народном ансамбле песни и танца (Ивано-Франковск), Кубанском ансамбле танца, Харьковском и Донецком театрах. «Счастливые» бубенчики, которые Пушниной подарили в Индии, она передала одной из самых талантливых своих учениц Анне Татаренко. Позже Аня закончила студию при ансамбле Игоря Моисеева (Москва) и гастролировала с восточными танцами в Индии, Арабских Эмиратах и других странах. Элеонору Пушнину и Николая Колбина считает своими первыми учителями и Юрий Прудник, который в середине 80-х был артистом Государственного академического ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева. В «Калинке» он занимался с семи лет, а после 9-го класса прошел по конкурсу в студию при Государственном академическом ансамбле танца Украины имени Вирского. Затем Юрий работал в ансамбле МВД СССР, более четырех лет – в Краснознаменном ансамбле песни и танца Александрова. К Моисееву он попал только с третьей попытки. Как солист этого коллектива, который можно назвать самой высокой вершиной танцевального искусства на территории бывшего Союза, Юрий Прудник объездил полмира. К примеру, в Париже, в зале Дворца Конгресса, вмещающем 4,5 тысячи человек, выступления ансамбля Игоря Моисеева проходили два месяца при полном аншлаге. В композициях «Каток», «Половецкие пляски», «Ночь на Лысой горе» сольные партии танцевал наш земляк. - Мне просто везет – воспитывать таких честных, трудолюбивых и красивых людей,- говорит Элеонора Федоровна. Танцоры обязаны «Калинке» фирменной осанкой, гармонией души и тела, радостью танца, которая остается с ними на всю жизнь. А для Пушниной работа – это сама жизнь. Кстати, ныне не только в переносном, но и в буквальном смысле слова. Дело в том, что в прошлом году она перенесла тяжелую операцию. Именно ученики и выпускники «Калинки», их родители и друзья организовали сбор средств и вернули любимого учителя с того света. Ей еще есть чем заниматься, кого любить и лелеять на этой земле. Современная хореография нередко тяготеет к аэробике. А народные танцы имеют душу, уверена Ляна Федоровна. Это - 0как психотерапия, вместе с укреплением мышц развиваются и крепнут духовные силы. К сожалению, коммерциализация культуры, рост платы за уроки танцев перекрывают для малообеспеченных семей этот благотворный источник. Пытаясь заработать на детях, мы рубим не просто сук – корни будущего здорового общества. Вопреки всем тревогам и негараздам, «Калинка» живет и цветет уже сорок лет. И, несомненно, главный секрет этой уникальной стабильности и творческого долголетия – ее руководитель, талантливый педагог и прекрасная женщина Элеонора Пушнина. Антонина Ноткина, фото автора и из архива Элеоноры Пушниной
|
||
| ||
Найбільш читане
- Якщо шукаєш – знайдеш, прагнеш – здобудеш! Релокована тренерка-реабілітологіня з Харкова впроваджує свій досвід на Франківщині (ФОТО)
- Оптимістична трагедія, або Історія одного релокованого бізнесу
- ДОНЕЦЬКА ТПП ПРОПОНУЄ ПОРИНУТИ У СВІТ ГРАНТОВОГО МЕНЕДЖМЕНТУ
- ЗАПРОШУЄМО У СВІТ ШТУЧНОГО ІНТЕЛЕКТУ! СЛУХАЙТЕ НОВИЙ ПОДКАСТ ВІД ДОНЕЦЬКОЇ ТПП
- Ворог намагається прорвати оборону - у Краматорському районі почастішали обстріли Лиманської громади
Даючи рекламу одночасно у дві газети - "Технополіс" и "Четвер", Ви заощаджуєте гроші, а реклама працює вдвічі ефективніше! Телефони відділу реклами:
(06264) 3-43-68
(06264) 3-57-44
050-855-05-12
Найкоментованіше
Опитування
Результати: 70
Погода у Краматорську
вологість:
тиск:
вітер: